Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1193621-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан во исполнение пункта 3 перечня мероприятий к межведомственной программе мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 1314-р.
Несмотря на тенденции усиления ответственности за правонарушения, в том числе за заключение ограничивающих конкуренцию соглашений, главные цели подобных процессов - предупреждение и пресечение правонарушений, а также неизбежность наказания.
Однако данные цели не могут быть достигнуты, в том числе без эффективного механизма добровольной уплаты штрафа правонарушителями.
Согласно сводным данным ФАС России за 2018 год антимонопольным органом вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по статье 14.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП) с назначением наказания в виде штрафов на общую сумму 2 468 215 342 руб., из них взыскано только 667 552 631 руб., что в процентном соотношении составляет 27,04%. Таким образом, общая сумма оплаченных штрафов составляет менее 50% от общего количества вынесенных постановлений, что свидетельствует о необходимости совершенствования механизма взыскания штрафов за административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.32 КоАП.
В то же время фискальная функция не является основной задачей антимонопольного органа при назначении лицу штрафа. Основным, в частности, является превенция и предупреждение последствий ограничивающих конкуренцию соглашений для самой конкуренции. В пример следует привести внедрение института предупреждения и предостережения путем внесения изменений в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" в рамках "третьего антимонопольного пакета".
С целью стимулирования добровольной уплаты штрафа за нарушения, предусмотренные частями 1 - 4 статьи 14.32 КоАП, представляется целесообразным предоставить юридическим лицам, являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства, возможность уплаты половины суммы наложенного административного штрафа не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления, что позволит сбалансировать возможные финансовые риски (потери) лицу, привлеченному к административной ответственности, и исключить негативные последствия дальнейшего осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, предлагаемая мера позволит исключить случаи необоснованного и формального обжалования постановлений, снизив нагрузку на должностных лиц органов исполнительной власти и судей, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях, снизить количество направляемых для принудительного исполнения постановлений, административный штраф по которым не был оплачен добровольно, снизив тем самым нагрузку и на судебных приставов-исполнителей, а также увеличить уплату штрафов.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.