Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по контролю и Регламенту
на проект федерального закона N 1165649-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части ограничения пассивного избирательного права причастных к деятельности экстремистских или террористических организаций лиц) внесен - депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком, А.К. Исаевым, Р.Д. Курбановым, Д.И. Савельевым, А.В. Чепой, А.Л. Шхагошевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту рассмотрел проект федерального закона N 1165649-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и отмечает следующее.
Проектом федерального закона предлагается установить ограничения пассивного избирательного права на выборах депутатов Государственной Думы для граждан, причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, признанных судом экстремистскими или террористическими организациями.
Согласно положениям законопроекта, указанный запрет будет распространяться на учредителей, членов коллегиального руководящего органа, руководителей и заместителей руководителей экстремистских и террористических организаций, руководителей их структурных подразделений и их заместителей, членов, участников, работников и иных лиц, причастных к деятельности таких организаций.
Учитывая различный статус лиц, причастных к деятельности экстремистских и террористических организаций, законопроектом предусмотрена дифференциация сроков ограничения пассивного избирательного права.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Поскольку Конституция Российской Федерации допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина лишь в целях защиты конституционно значимых ценностей при справедливом соотношении публичных и частных интересов, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что устанавливаемые федеральным законом средства и способы такой защиты должны быть обусловлены ее целями и способны обеспечить их достижение, исключая умаление и несоразмерное ограничение соответствующих прав и свобод. Введение федеральным законодателем тех или иных ограничений, обусловленных конституционно одобряемыми целями, должно соотноситься с конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств.
Согласно Федеральному закону "О противодействии экстремистской деятельности" правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности устанавливаются данным нормативно-правовым актом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "О противодействии терроризму", а также Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации единая государственная политика в области противодействия терроризму направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
При этом, экстремистская и террористическая деятельность, согласно нормам действующего законодательства, выражается, по сути, в совершении действий, угрожающих конституционно значимым ценностям и национальной безопасности государства.
В этой связи, соразмерное ограничение права на участие в осуществлении публичной власти и публичных избирательных процедурах граждан, причастных к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, признанных судом экстремистскими или террористическими организациями, является обоснованным и юридически оправданным. Предлагаемое законопроектом временное ограничение пассивного избирательного права указанной категории граждан, не опровергая высшую ценность конституционно закрепленных права на участие в управлении делами государства и права быть избранными в органы государственной власти, согласуется с положениями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и является адекватной мерой, направленной на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.
С учетом изложенного выше, Комитет Государственной Думы по контролю и Регламенту полагает обоснованным рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1165649-7 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.