Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
от 12 мая 2021 г. Утверждено решением N 203/1
по проекту федерального закона N 1144924-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" (по вопросу служебной тайны) внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1144924-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, он направлен на защиту служебной (профессиональной) информации в области обороны.
В соответствии с частью 4 статья 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, полученная гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности (профессиональная тайна), подлежит защите в случаях, если на них федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 "Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера", сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, являются конфиденциальными.
Вместе с тем, к сожалению, в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, регулирующие порядок и условия передачи и получения информации в области обороны (за исключением отнесенной к государственной тайне), бесконтрольное распространение которой создает потенциальные риски для обороны Российской Федерации, поскольку мероприятия, проводимые по ограничению доступа к указанной информации, не позволяют на законных основаниях ограничить ее распространение.
Так, например, в средствах массовой информации периодически распространяется излишне конкретная информация, относящаяся к обороне, особенно в части изменения показателей боевого потенциала Вооруженных Сил Российской Федерации, создания новых образцов вооружения и военной техники, их ожидаемых тактико-технических характеристик, перемещениях войск (сил), финансового состояния и хозяйственной деятельности воинских формирований и т.д.
Нередко указанную информацию можно встретить в судебных постановлениях, находящихся в открытом доступе, поскольку в соответствии с процессуальным законодательством в закрытых судебных заседаниях рассматриваются только дела, в материалах которых содержаться сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, к которым служебная тайна в области обороны пока не отнесена.
В целях устранения этого правового пробела законопроектом предусмотрено дополнить Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" новой статьей 3.1 "Служебная тайна в области обороны".
Предлагается информацию, образующуюся при реализации мероприятий в области обороны, не составляющую государственную тайну или не являющуюся общедоступной, отнести на законодательном уровне к категории конфиденциальной информации, что позволяет установить ограничения на распространение указанной информации.
Кроме того, законопроектом предлагается предоставить право руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны. Соответствующие перечни подлежат официальному опубликованию.
Законопроектом предусматривается ответственность лиц, допустивших разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, получивших доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.
При этом следует учитывать, что административная ответственность за разглашение информации (за исключением информации, за разглашение которой установлена уголовная ответственность) лицами, получившими доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, установлена в статье 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом также предполагается, что военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, за соответствующие административные правонарушения подлежат привлечению к дисциплинарной ответственности в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года N 1495.
Комитет Государственной Думы по обороне поддерживает концепцию законопроекта, поскольку, как представляется, вносимые изменения направлены на обеспечение обороны страны.
Комитет по обороне обращает внимание, что принятие законопроекта потребует внесения изменений в отдельные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также в нормативные правовые акты соответствующих федеральных органов государственной власти. Как следует из прилагаемых к законопроекту материалов, в настоящее время необходимые проекты нормативных правовых актов разработаны и проходят внутри- и межведомственное согласование.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера по законопроекту не имеет.
С учетом вышеизложенного Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1144924-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Шаманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.