Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике
по проекту федерального закона N 1102740-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы в Арктической зоне Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1102740-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе", внесенный сенаторами Российской Федерации К.К. Долговым, Е.Г. Зленко, депутатами Государственной Думы Д.Б. Кравченко, В.А. Пушкаревым, Д.В. Юрковым, Е.А. Вторыгиной, П.Н. Завальным, Ю.О. Газгиреевым, по которому Комитет назначен соисполнителем, и сообщает следующее.
Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26.10.2020 N 645, приоритетным направлением развития определено комплексное социально-экономическое развитие Арктической зоны. При этом отмечены такие особенности Арктической зоны, определяющие специальные подходы к ее социально-экономическому развитию, как низкая устойчивость и высокая чувствительность экологических систем к внешним воздействиям.
В связи с принятием Федерального закона от 13.07.2020 N 193-ФЗ "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации" в статью 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" внесены изменения, согласно которым к объекту государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) федерального уровня отнесена проектная документация объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации.
До внесения данных изменений природоохранное законодательство уже содержало требования об обязательности проведения ГЭЭ в зависимости от территории, на которой находится объект капитального строительства, либо от потенциальной опасности таких объектов.
Законопроектом предусматривается исключение требования о проведении ГЭЭ проектной документации объектов социальной и транспортной инфраструктуры, а также буровых скважин, возводимых или реконструируемых в границах населенных пунктов, находящихся на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Одновременно, данные объекты инфраструктуры не должны относится к объектам I, II категорий в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и их строительство/реконструкция не должно осуществляться на особо охраняемых природных территориях.
Прохождение ГЭЭ проектной документации безопасных для окружающей среды объектов капитального строительства в Арктической зоне существенно увеличивает сроки строительства (до шести и более месяцев), что может привести к срыву сроков реализации стратегически важных для государства инвестиционных проектов.
Исключение из этого перечня объектов III и IV категории, а также объектов, не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду, позволит убрать необоснованные административные барьеры своевременной реализации стратегических инвестиционных проектов без последствий для экологии Арктической зоны Российской Федерации.
Кроме того, в настоящее время подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" из числа объектов ГЭЭ исключена проектная документация буровых скважин, так как в соответствии со статьей 23.2 Закона Российской Федерации "О недрах" и постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 планируемые мероприятия по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при пользовании недрами согласовываются комиссией, в состав которой входят, в том числе, представители Росприроднадзора, при рассмотрении проектных документов на разработку месторождений углеводородного сырья, включая бурение скважин.
Таким образом, проведение ГЭЭ в отношении буровых скважин в Арктической зоне дублирует существующие административные процедуры. При этом данное требование влечет за собой значительное увеличение сроков бурения и, как следствие, невыполнение лицензионных обязательств недропользователей, снижение добычи и недопоступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по энергетике поддерживает проект федерального закона N 1102740-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Председатель Комитета |
П.Н. Завальный |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.