Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 1102740-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы в Арктической зоне Российской Федерации), внесенный депутатами Государственной Думы Д.Б. Кравченко, В.А. Пушкаревым, Д.В. Юрковым, Е.А. Вторыгиной, П.Н. Завальным, Ю.О. Газгиреевым и сенаторами Российской Федерации К.К. Долговым, Е.Г. Зленко
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел проект федерального закона N 1102740-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" (в части уточнения объектов государственной экологической экспертизы в Арктической зоне Российской Федерации) (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается уточнить перечень объектов государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ) на территории Арктической зоны Российской Федерации.
Арктическая зона Российской Федерации включает в себя территории 9 субъектов Российской Федерации: полностью территории 4 регионов (Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ) и частично территории 5 регионов (Республика Карелия, Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Архангельская область).
С 28 августа 2020 г. проектная документация всех объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в Арктической зоне Российской Федерации, является объектом ГЭЭ (согласно статье 2 Федерального закона от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации").
Законопроектом предлагается исключить из перечня объектов ГЭЭ проектную документацию строящихся и реконструируемых объектов социальной и транспортной инфраструктуры в границах населенных пунктов, находящихся на территории Арктической зоны Российской Федерации. Перечень таких объектов социальной и транспортной инфраструктуры будет установлен Правительством Российской Федерации.
Одновременно, указанные объекты инфраструктуры не должны относиться к объектам I, II категорий (значительное и умеренное негативное воздействие на окружающую среду соответственно) согласно законодательству в области охраны окружающей среды и их строительство или реконструкция не должны осуществляться на особо охраняемых природных территориях.
Также законопроектом предлагается исключить из объектов ГЭЭ на территории Арктической зоны Российской Федерации:
- проектную документацию автомобильных дорог межмуниципального значения, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять за пределами населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий.
- проектную документацию объектов капитального строительства, не являющуюся объектом ГЭЭ в соответствии с подпунктом 7.5 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Необходимо отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает аналогичные положения, предлагаемые в законопроекте, при проведении ГЭЭ в отношении объектов социальной инфраструктуры на территориях с особым режимом природопользования.
Так, на Байкальской природной территории ГЭЭ не проводится в отношении объектов социальной инфраструктуры, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, которые не относятся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I, II категорий и строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах населенных пунктов, находящихся в границах буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории (статья 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе"). Данная норма введена по результатам анализа правоприменительной практики, который показал нецелесообразность проведения ГЭЭ в отношении проектной документации объектов, не оказывающих значительного и умеренного воздействия на окружающую среду на указанных территориях.
Аналогичное уточнение предусмотрено при проведении ГЭЭ в отношении объектов социальной инфраструктуры, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий федерального значения (статья 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе").
Также необходимо отметить, что в случае, если в отношении проектной документации ГЭЭ не проводится, то оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям осуществляется в рамках градостроительной экспертизы (статья 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, Комитет в целом поддерживает предусмотренное законопроектом уточнение перечня объектов ГЭЭ на территории Арктической зоны Российской Федерации с учетом следующих замечаний.
По мнению Комитета в законопроекте необходимо установить переходные положения, касающиеся случаев, если в отношении проектной документации предусмотренных законопроектом объектов капитального строительства проведена ГЭЭ или в отношении такой проектной документация проводится ГЭЭ на день вступления в силу соответствующего федерального закона.
Также по мнению Комитета необходимо дополнительно проработать вопросы:
- сохранения ГЭЭ в отношении строительства новых объектов на участках территорий Арктической зоны Российской Федерации, подлежащих в соответствии с законодательством особой охране (лесотундровых лесов и лесов в водоохранных зонах водных объектов, водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации);
- отнесения проведения ГЭЭ объектов нового строительства на территориях традиционного природопользования на региональный уровень.
На основании изложенного Комитет по экологии и охране окружающей среды поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1102740-7 "О внесении изменения в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.В. Бурматов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.