Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 1138398-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон РФ N 2300-1) и Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - ФЗ N 193-ФЗ), которые направлены на создание правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.
В частности, статьей 1 законопроекта вносятся дополнения в Закон РФ N 2300-1. В преамбулу Закона РФ N 2300-1 вводится новый термин "онлайн-сервис урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей", под которым понимается электронный сервис единого портала государственных и муниципальных услуг, обеспечивающий процесс предъявления, рассмотрения и удовлетворения требований потребителей, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, в рамках досудебного урегулирования споров между потребителем и изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером, владельцем агрегатора), связанных с продажей товаров (выполнением работ, оказанием услуг) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Закон РФ N 2300-1 также дополняется новыми статьями, определяющими сферу применения, субъектный состав возникающих правоотношений, способы информирования потребителей об использовании онлайн-сервиса для урегулирования споров, возможность привлечения к процессу независимых лиц (специалистов, экспертов, медиаторов), устанавливаются требования к идентификации сторон, участвующих в онлайн-споре, регламентируются процедуры предъявления, рассмотрения требований потребителей и урегулирования споров с использованием онлайн-сервиса и т.д.
Законопроект призван создать благоприятные условия для обеспечения эффективной защиты прав потребителей с использованием механизмов альтернативного урегулирования споров и информационных технологий. Предлагаемый законопроектом механизм должен укрепить доверие потребителей к сфере онлайн-торговли, сделать более доступной защиту их прав, сократить издержки сторон на ведение судебной защиты нарушенных прав потребителей, администрирование жалоб (требований) потребителей в бумажной форме.
Создание онлайн-сервиса урегулирования споров в сфере защиты прав потребителей обусловлено возрастающим количеством жалоб (требований) потребителей, приобретающих товары (работы, услуги) на интернет-сайтах. Современное развитие информационного пространства, активное использование предпринимателями преимуществ ведения онлайн бизнеса через сеть Интернет, длительный период пандемии коронавирусной инфекции привели к кратному увеличению оборота интернет-торговли - если в 2017 году он составлял 1,04 трлн. рублей, то в 2020 году уже 3,2 трлн. рублей с тенденцией последующего роста (по данным Ассоциации компаний Интернет-торговли). Востребованность у потребителей интернет торговли (предоставления услуг) в этот сложный период также привела к активному росту новых форматов и сервисов онлайн торговли (обслуживания). В этой связи предлагаемый законопроектом подход к онлайн урегулированию потребительских споров является своевременным решением, гарантирующим потребителю на законодательном уровне широкий спектр допустимых способов защиты своих прав и оперативность в решении возникающих проблем.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на наличие следующих замечаний.
Абз. 3 п. 2 проектируемой статьи 16.2 законопроекта определено, что "в случае направления потребителем требований, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, изготовителю (исполнителю, продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру, владельцу агрегатора) посредством онлайн-сервиса потребитель не вправе предъявить такие же требования в иной форме".
Представляется необоснованным ограничение прав потребителей в выборе способов защиты. Данное положение противоречит ч. 2 ст. 45 Конституции Российской Федерации, которое предусматривает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Абз. 1 п. 3 проектируемой статьи 16.2 законопроекта установлено, что "в результате урегулирования спора с использованием онлайн-сервиса стороны (при отсутствии разногласий) вправе заключить соглашение, представляющее собой гражданско-правовой договор. Вопросы защиты прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого соглашения, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, а также законодательством о защите прав потребителей".
Предлагаемая конструкция нормы означает, что на практике потребитель, не обладающий профессиональными знаниями, останется незащищенным в отношениях с профессиональными субъектами рынка - продавцами (исполнителями...), поскольку реализация соглашения выходит из-под действия специального Закона РФ N 2300-1 в область общегражданского законодательства РФ, где стороны соглашения равноправны, что недопустимо. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений (ст. 1 Гражданского кодекса РФ). В этой связи целесообразно норму уточнить, предусмотрев возможность заключения соглашения в дополнение к основному договору купли-продажи товара (работ, услуг).
Пунктом 4 проектируемой статьи 16.2 законопроекта определено, что "идентификация физического лица, участвующего в споре, и урегулирование спора с использованием онлайн-сервиса осуществляются посредством единой системы идентификации и аутентификации с применением усиленной квалифицированной электронной подписи либо усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке и при условии организации взаимодействия физического лица с такой инфраструктурой с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации..."
Таким образом, потребителю для реализации своего права на предъявление требования в защиту своих прав на портале Госуслуг потребуется не только идентифицировать себя при входе в систему, но и обладать "усиленной квалифицированной электронной подписью либо усиленной неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре". Крайне сомнительным представляется интерес потребителей к предлагаемому механизму и их активное участие в урегулировании онлайн-споров на портале Госуслуг, поскольку предлагаемая процедура идентификации для понимания и для реализации крайне сложна и излишне обременительна для обычного потребителя. Данную норму следует существенно упростить, иначе предлагаемый законопроектом механизм не будет востребован.
П/п. 5 п. 5 проектируемой статьи 16.2 законопроекта предусматривает, что онлайн-сервис обеспечивает для сторон спора "хранение в неизменном виде информации о дате направления потребителем требований с использованием онлайн-сервиса, о содержании предъявленных потребителем требований, о дате рассмотрения требований потребителя и о содержании сообщений, которыми обмениваются стороны, в том числе сообщений о результате рассмотрения таких требований". Положение следует дополнить информацией о сроках хранения в неизменном виде перечисленной выше информации, а также уточнить будут ли предусмотрены какие-либо санкции за несоблюдение данной нормы.
П. 3 проектируемой статьи 39.2 определено, что со сторон спора за использование онлайн-сервиса при урегулировании споров плата не взимается. В случае же привлечения к участию в урегулировании спора независимых лиц (экспертов, специалистов, медиаторов и других лиц) по инициативе одной из сторон спора оплата участия таких лиц осуществляется в соответствии с действующими требованиями п. 5 ст. 18 Закона РФ N 2300-1.
Вместе с тем, требования п. 5 ст. 18 Закона РФ N 2300-1 предусматривают проведение, в частности, экспертизы товара о причинах возникновения недостатков товара, которая проводится за счет продавца или, в случае несогласия с результатами проведенной экспертизы, за счет потребителя. Такой подход зачастую свидетельствует о зависимости результатов экспертизы от оплатившей экспертизу стороны спора. При этом данный подход в отношении оплаты привлекаемого к онлайн-спору медиатора не может быть применим. Медиатор не проводит экспертизы, он независим и содействует урегулированию спора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения или взаимоприемлемого решения. Порядок распределения расходов на проведение процедуры медиации определяется исключительно соглашением сторон, что должно быть закреплено в законопроекте. Более того, следует учитывать, что деятельность по проведению процедуры медиации осуществляется медиатором, медиаторами как на платной, так и на бесплатной основе (ст. 10 ФЗ N 193-ФЗ).
Статьей 2 законопроекта уточняется сфера регулирования ФЗ N 193-ФЗ в части гражданских правоотношений, дополняя их словами "правоотношений, в том числе с участием потребителей". Представляется, что данное дополнение является излишним, поскольку правоотношения с участием потребителя также имеют гражданско-правовой характер.
Учитывая изложенное, Комитет по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству концептуально поддерживает внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1138398-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Федеральный закон "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров" и предлагает принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
С.А. Жигарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.