Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1022921-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (внесен депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, Д.А. Свищевым)
Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона N 1022921-7 (далее - законопроект) "разработан с целью приведения отдельных положений Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости) в соответствие с нормами Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в редакции Федерального закона от 13 июля 2020 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части предоставления гарантий работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ)".
Федеральным законом N 210-ФЗ были внесены изменения в статью 178 ТК РФ, согласно которым при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата ее работников увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.
При этом до внесения изменений, в ТК РФ действовала норма не о выплате, а о сохранении за увольняемым работником среднего месячного заработка на период трудоустройства, которая продолжает использоваться в Законе о занятости.
С этой целью пунктом 1 законопроекта предлагается внесение изменений в пункт 1 статьи 3 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" направленное на то, чтобы не учитывать средний месячный заработок за период трудоустройства в качестве заработка граждан, уволенных в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в целях признания их безработными.
Вместе с тем, в законопроекте не учтено, что в соответствии с частью пятой статьи 178 ТК РФ работодатель взамен выплат среднего месячного заработка за период трудоустройства вправе выплатить работнику единовременную компенсацию в размере двукратного среднего месячного заработка.
Таким образом, как справедливо отмечено в заключении на законопроект Правительства Российской Федерации, пункт 1 законопроекта необходимо привести в соответствие с указанным положением ТК РФ, указав, что в качестве заработка гражданина не учитывается данная компенсация.
В заключении на законопроект Правительства Российской Федерации также отмечено, что пунктом 2 законопроекта предлагается указать, что в период, по истечении которого гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными и направленным органами службы занятости для прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, начисляется стипендия, включается период, за который им было выплачено выходное пособие или в течение, которого им выплачивался средний месячный заработок за период трудоустройства.
Вместе с тем в соответствии с частью первой статьи 178 ТК РФ данным гражданам выходное пособие в размере среднего месячного заработка выплачивается в связи с самим фактом расторжения трудового договора по указанным обстоятельствам, а не за какой-либо период.
Аналогичное замечание также относится и к пункту 3 законопроекта.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от органов государственной власти 13 субъектов Российской Федерации получен положительный отзыв, мнение органов государственной власти остальных субъектов Российской Федерации следует считать не выраженным.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту замечаний концептуального характера не имеется.
Правительство Российской Федерации законопроект поддерживает при условии его доработки с учетом указанных замечаний.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта.
Сторона Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - РТК), представляющая общероссийские объединения профсоюзов, законопроект не поддержала.
Сторона РТК, представляющая общероссийские объединения работодателей, своего мнения по законопроекту не представила.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1022921-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.