Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1041311-7 "О внесении изменений в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части предоставления земельных участков общеобразовательным организациям)
внесен Думой Ставропольского края
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1041311-7 "О внесении изменений в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (в части предоставления земельных участков общеобразовательным организациям), внесенный Думой Ставропольского края и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" разработан в целях восполнения пробела правового регулирования правоотношений по предоставлению государственным и муниципальным общеобразовательным организациям земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов для учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей. Принятие предлагаемых изменений позволит предоставлять государственным и муниципальным общеобразовательным организациям земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в постоянное (бессрочное) пользование для осуществления учебно-производственной деятельности.
Проектом федерального закона предлагается пункт 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и во второй абзац пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" дополнить словами "земельные участки для осуществления учебно-производственной деятельности государственными и муниципальными общеобразовательными организациями".
Пункт 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество, некоммерческими организациями, а также опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательных организаций.
Пункты 6, 7 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации исключают из сферы действия Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые или огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
Аналогичные положения содержатся в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Оборот указанных земельных участков регулируется Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах: сохранение целевого использования земельных участков; установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий; преимущественное право субъекта РФ на покупку; преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и тд.
Из взаимосвязи проекта федерального закона и норм действующего законодательства следует, предлагаемые изменения направлены на исключение из ограниченного оборота земель сельскохозяйственного назначения, земли сельскохозяйственного назначения предоставленные для осуществления учебно-производственной деятельности государственным и муниципальным общеобразовательным организациям, т.е. включить в оборот на общих основаниях, в том числе предоставлять их в аренду, залог, делить, строить и иным способам распоряжаться указанными земельными участками вопреки их целевому использованию (сохранение плодородия) и назначению (научно-исследовательская).
Концепция поддержки государственных и муниципальных общеобразовательных организаций сельскохозяйственного профиля в осуществлении ими учебно-производственной деятельности, повышение уровня образования, направленного в том числе на формирование профессиональной ориентации школьников, развитие сельскохозяйственной отрасли Комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживается, однако полагает, что поставленные автором законопроекта цели не будут достигнуты путем внесения предлагаемых изменений.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам не поддерживает проект федерального закона N 1041311-7 "О внесении изменений в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.