Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1048188-7 "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет"
(внесен депутатами Государственной Думы И.В. Лебедевым, Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко и др.)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрел проект федерального закона N 1048188-7 "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается предоставить неработающим трудоспособным гражданам, которые являются опекунами (попечителями) престарелого, нуждающегося по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшего возраста 80 лет, право на получение ежемесячной компенсационной выплаты за осуществление ухода в размере 10 000 рублей.
Указанная выплата подлежит индексации один раз в год исходя из индекса роста потребительских цен.
Порядок выплаты за уход, а также коэффициент индексации должны устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года N 1455 "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" (далее - Указ N 1455) предусмотрено предоставление неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет, ежемесячных компенсационных выплат в размере 1 200 рублей.
Данная выплата установлена в фиксированном размере с 2008 года и ее индексация Указом N 1455 не предусмотрена.
Комитет неоднократно обращал внимание на необходимость повышения размера указанной компенсационной выплаты, а также порядка ее установления.
В то же время авторами законопроекта выплату за уход предлагается устанавливать только опекунам (попечителям) нуждающихся в постороннем уходе, тогда как в настоящее время ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются всем лицам, осуществляющим уход за указанной категорией граждан.
Следует отметить, что необходимость дополнительных затрат лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, связанных с осуществлением постоянного постороннего ухода за ними, учтена в размере страховой пенсии.
Так, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности) в сумме, равной 100% суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости (страховой по инвалидности) предусмотрена вместо ранее устанавливаемой надбавки к пенсии на уход.
С 1 января 2021 года размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости составляет 6 044, 48 рублей в месяц (повышенный размер фиксированной выплаты - 12 088,96 руб.).
Законопроектом предусмотрено, что финансирование расходов, связанных с реализацией законопроекта, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета. В финансово-экономическом обосновании к законопроекту каких-либо расчетов и данных, позволяющих оценить объемы дополнительных расходов федерального бюджета, не содержится.
При этом проект федерального закона не содержит положений, установленных статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой принимаемый закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения расходных обязательств.
Необходимо обратить внимание, что в соответствии с положениями статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим, субъектом Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные меры социальной помощи для данной категории граждан.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья (комитет-соисполнитель), отмечая актуальность законопроекта, предлагает субъектам права законодательной инициативы изменить текст законопроекта, т.к. используемые термины не соответствуют терминологии, используемой в федеральном законодательстве, а также определить источник финансирования.
Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает.
Комитет Совета Федерации по социальной политике также не поддерживает концепцию указанного проекта федерального закона.
Счетная палата Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы обращает внимание на используемую в законопроекте терминологию и нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации в части отсутствия источника финансирования расходов за счет средств федерального бюджета.
На законопроект поступили отзывы из 25 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации: 12 - поддерживают, 4 - замечаний не имеют, 9 - не поддерживают. Из высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 43 отзыва: 5 - поддерживают, 8 - замечаний не имеют, 30 - не поддерживают.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 1048188-7 "О ежемесячных компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет" отклонить в первом чтении.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.