Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
по проекту федерального закона N 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а также дополнить новыми статьями, регулирующими отношения, связанные с казначейским сопровождением и казначейским обеспечением обязательств, и дополнить новой главой 24.4 "Казначейское сопровождение".
Предлагаемые изменения закрепляют на постоянной основе в Бюджетном кодексе правовые основания для применения механизма казначейского сопровождения, который функционирует, начиная с 2016 года в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и предусматривает предоставление средств из бюджета при наличии фактической потребности в них и их использование после проверки на соответствие условиям и (или) целям предоставления данных средств.
Указанный механизм предусматривает осуществление и отражение операций на казначейских счетах, открытых в Федеральном казначействе, со средствами, полученными из соответствующего бюджета в виде субсидий и бюджетных инвестиций, взносов в уставные (складочные) капиталы, а также средствами, направленными на исполнение государственных (муниципальных) контрактов, договоров, источником финансового обеспечения которых являются средства соответствующего бюджета.
Казначейскому сопровождению подлежат определенные федеральным законом о федеральном бюджете, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о местном бюджете) средства, получаемые на основании государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений), контрактов (договоров), источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставляемые из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета).
Законопроектом также устанавливаются правовые основания для применения механизма казначейского сопровождения по отдельным решениям Правительства Российской Федерации, в том числе расширенное казначейское сопровождение. Кроме того, определены средства, не подлежащие казначейскому сопровождению.
Также законопроектом предлагается дополнить Бюджетный кодекс новой статьей 242.6-1 "Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства участников казначейского сопровождения". Положения данной статьи направлены на урегулирование вопросов исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства участников казначейского сопровождения.
Таким образом, в Бюджетный кодекс предлагается ввести новые понятия: казначейское сопровождение и получатель средств из бюджета.
Под понятием "казначейское сопровождение" понимается проведение операций с денежными средствами юридического лица, индивидуального предпринимателя, физического лица - производителя товаров, работ, услуг (участник казначейского сопровождения), использование которых осуществляется после подтверждения на соответствие условиям и (или) целям, установленным при предоставлении средств.
Данное понятие раскрывается с помощью термина "участник казначейского сопровождения", который неоднократно применяется в тексте законопроекта, в этой связи целесообразно рассмотреть вопрос о выделении отдельного термина "участник казначейского сопровождения" и включении его в статью 6 Бюджетного кодекса, аналогичное предложение относительно понятия "бюджетный мониторинг".
В целях осуществления казначейского сопровождения также вводится понятие "получатель средств из бюджета", им является юридическое лицо (не являющееся участником бюджетного процесса, бюджетным и автономным учреждением), индивидуальный предприниматель, физическое лицо - производитель товаров, работ, услуг, получающие средства из бюджета на основании государственного (муниципального) контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соглашения о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций, а также юридическое лицо, которому в случаях, установленных федеральным законом, открываются счета в Федеральном казначействе в соответствии с Бюджетным кодексом.
Комитет отмечает, что при этом в Бюджетном кодексе существует понятие "получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета)", которое визуально схоже с понятием, вводимым законопроектом, в этой связи может возникнуть неопределенность при применении указанных понятий.
В соответствии с финансово-экономическим обоснованием, принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и его реализация не окажет влияния (в том числе косвенного) на доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Счетная палата Российской Федерацией концептуальных замечаний по законопроекту не имеет.
На рассматриваемый законопроект в Комитет поступило 50 отзывов законодательных и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Все регионы поддерживают концепцию данного законопроекта.
Комитет отмечает, что утверждение на постоянной основе механизма казначейского сопровождения должно привести к тому, что дополнительные исключения в части функционирования механизма казначейского сопровождения не будут ежегодно устанавливаться и пересматриваться.
С учетом изложенного Комитет по бюджету и налогам предлагает принять проект федерального закона N 1100181-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части казначейского сопровождения, казначейского обеспечения обязательств и бюджетного мониторинга", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении, с учетом его доработки во втором чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.