Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
на проект федерального закона N 1104310-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" (об обеспечении надлежащего контроля за временным пребыванием иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы) внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1104310-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) был разработан в целях выработки механизма обеспечения надлежащего контроля за временным пребыванием иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в том числе с целью осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора или гражданско-правового договора без получения разрешительных документов в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Законопроект был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 1 февраля 2021 г., 8 февраля 2021 г. Совет Государственной Думы назначил Комитет по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками ответственным в работе над законопроектом.
Вносимые законопроектом изменения обеспечивают однократное прохождение обязательной дактилоскопической регистрации, фотографирования и последующей биометрической идентификации, а также медицинского освидетельствования иностранных граждан (на отсутствие заболеваний наркоманией, заболеваний, вызванных вирусом иммунодефицита человека, инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих), прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и находящихся на территории России более 90 дней суммарно в течение календарного года.
Вместе с тем для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, предлагается установить обязанность прохождения указанных процедур в течение 30 календарных дней с даты въезда в Россию.
Следует отметить, что от прохождения этих процедур предлагается освободить отдельные категории иностранных граждан, в том числе, являющихся недееспособными или ограниченными в дееспособности, не достигших возраста 18 лет, мужчин, достигших возраста 65 лет, женщин, достигших возраста 60 лет, беженцев либо получивших убежище на территории России вместе с членами их семей, а также обладателей патентов, разрешений на работу, временное проживание или вида на жительство на территории Российской Федерации.
Надлежащее исполнение процедур государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования отвечает требованиям национальной безопасности Российской Федерации, поэтому в целях оперативного и качественного проведения обозначенных процедур предлагается привлечь к данной работе организации, находящиеся в ведении МВД России, а также организацию, уполномоченную городом федерального значения Москвой, в которой в настоящее время находится более 25% прибывающих в Россию иностранцев.
Кроме того предлагается установить, что срок временного пребывания трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС и членов их семей в Российской Федерации (далее - трудовых мигрантов) определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора, заключенного трудовым мигрантом с работодателем или заказчиком работ (услуг), и продлевается на срок его действия. В случае же заключения трудовым мигрантом таких договоров на неопределенный срок, срок его временного пребывания в России продлевается на срок до 1 года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на 1 год для каждого такого продления.
Помимо этого предлагается установить возможность продления срока временного пребывания в Российской Федерации отдельным категориям иностранных граждан, включая иностранных граждан, прибывших в порядке, не требующем получения визы, и являющихся членами семьи российского гражданина (супруг (супруга), дети, родители (усыновители), дедушки, бабушки, внуки).
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, имеющего статус участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, или статус члена семьи такого участника, продлевается на срок действия свидетельства участника упомянутой программы.
Законопроект отвечает интересам Российской Федерации, поскольку его принятие повысит уровень санитарно-эпидемиологической безопасности, будет способствовать раскрываемости преступлений, существенно затруднит возможность сокрытия действительных персональных данных иностранными гражданами, в том числе членами международных террористических и иных преступных организаций, а также станет одним из элементов укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, федеральным и конституционным законам, международным договорам Российской Федерации, в том числе положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, реализация положений, предусмотренных проектом федерального закона, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Исходя из финансово-экономического обоснования к законопроекту, дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета не требуется (увеличения числа единиц оборудования для дактилоскопирования и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, а также увеличение штатной численности МВД России не потребуется). Кроме того не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства. Вместе с тем принятие законопроекта потребует издания 1 постановления Правительства Российской Федерации, 1 приказа Минздрава России, 2 приказов МИД России и 7 приказов МВД России, в связи с чем срок вступления в силу соответствующего закона наступает через 180 дней после дня его официального опубликования (статья 3).
Замечаний и предложений от законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не имеется, за исключением дополнений в законопроект от Правительства Тульской области, не изменяющих концепцию законопроекта.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и Комитет Государственной Думы по охране здоровья, являющиеся соисполнителями в работе над законопроектом, поддерживают проект федерального закона.
В заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы отмечается, что вопросы регулирования правового положения глав иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, иных должностных лиц иностранных государств, включая сотрудников административно-технического персонала иностранных представительств, а также членов их семей не относятся к предмету законопроекта. При этом указывается на несогласованность отдельных проектных положений федерального закона. Все возможные изменения, не влияющие на концепцию законопроекта, предполагается учесть при подготовке к рассмотрению законопроекта во втором чтении.
В связи с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1104310-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в российской Федерации".
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.