Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1137559-7 "О внесении изменений в статью 214.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В связи с принятием Федерального закона от 01.04.2020 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2021 года изменяется порядок налогообложения доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках.
Согласно нормам указанного закона налогом на доходы физических лиц будет облагаться совокупный процентный доход по вкладам (остаткам на счетах) в российских банках, выплаченный физическому лицу за налоговый период (календарный год), за минусом необлагаемого процентного дохода начиная с налогового периода 2021 года (статья 214.2 НК РФ).
При этом впервые произвести уплату налога именно за 2021 год налогоплательщики будут обязаны в 2022 году (до 1 декабря).
Вместе с тем некоторые договоры банковского вклада содержат условие о выплате процентов в конце срока действия договора, приходящегося на 2 или 3 налоговых периода. При этом по таким вкладам проценты начисляются в течение каждого налогового периода, предшествующего году, когда налогоплательщик реально получает доход в виде процентов. Таким образом, это коснется вкладов, открытых, например, в период с 2018 года по 2020 год и заканчивающихся после 1 января 2021 года, порядок выплаты процентов для которых - в конце срока вклада.
Если вклад в соответствии с банковским договором открыт до 1 января 2021 года, а закончится после 1 января 2021 года с начислением процентов по вкладу, то на проценты, причитающиеся за период нахождения вклада до 2021 года (не подлежащий налогообложению) также будет начислен налог, так как проценты будут фактически начислены единовременно сразу за весь период вклада в 2021 году. Соответственно, в налогооблагаемую базу при получении доходов в виде процентов по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, будут включены суммы процентных доходов, начисленные за периоды, предшествующие дате вступления указанного закона в силу, но выплаченные в налоговых периодах, наступивших после этой даты и налог на доходы физических лиц будет начислен на налоговую базу за налоговые периоды до 2021 года, которые не подлежат налогообложению.
Следовательно, на практике закон будет иметь обратную силу, т.е. будет применяться к доходам, причитающимся (начисленным) за периоды до 1 января 2021 года, до вступления в силу вышеуказанных изменений.
Кроме того, в данном случае усматривается противоречие в определении налоговой базы как процентных доходов, выплаченных в налоговом периоде, независимо от того, за какой период они были начислены для налогоплательщиков, которые заключили долгосрочные договоры вкладов без капитализации с выплатой процентов в конце срока до принятия этого закона с теми, кто заключил договоры на такой же срок и в то же время, но с капитализацией. Или, с заключившими точно такие же договоры, но чуть раньше (со сроком окончания в 2020 году). Вкладчики, получившие один и тот же доход по абсолютно одинаковым договорам, но с разницей в сроках окончания договора всего в один день, должны будут уплатить разные суммы налога.
Кроме того, вкладчики, заключившие долгосрочные договоры с выплатой процентов в конце срока уже после принятия закона, не смогут воспользоваться налоговым вычетом за годы, предшествующие году окончания срока вклада (если у них нет других вкладов, доходы по которым покрывают размер налогового вычета), поскольку введенные указанным законом нормы не предполагают перенос неиспользованного вычета на последующие налоговые периоды. При этом по аналогичным долгосрочным вкладам, но с капитализацией процентов, вычет будет получен за каждый год в течение срока вклада.
В соответствии с указанным законом российские банки обязаны представлять не позднее 1 февраля года 2022 год (следующего за отчетным налоговым периодом) в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах процентных доходов, начисленных за периоды, предшествующие дате вступления в силу указанного закона (1 января 2021 года), но выплаченных в налоговых периодах, наступивших после этой даты. При этом уплату налога на доходы физических лиц с этих процентных доходов по вкладам должны будут осуществлять налогоплательщики-вкладчики, которым будут направлять уведомления налоговые органы на основе сведений о суммах выплаченных гражданину процентов, которые будут представлять кредитные организации.
Исходя из изложенного, кредитные организации должны предоставлять информацию о суммах процентных доходов, начисленных за период, начиная с 1 января 2021 года.
С целью недопущения нарушения принципа равенства налогообложения, а также устранения дискриминационной составляющей по отношению к налогоплательщикам, получающим процентные доходы по долгосрочным договорам вкладов с выплатой процентов в конце срока, вносятся поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 214.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 214.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов федерального бюджета.
В настоящее время отсутствуют данные о количестве вкладчиков, которые заключили долгосрочные договоры вкладов с капитализацией и выплатой процентов в конце срока до принятия Федерального закона от 01.04.2020 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", учитывая, что российские банки обязаны представлять не позднее 1 февраля года 2022 год (следующего за отчетным налоговым периодом) в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о суммах процентных доходов, начисленных за периоды, предшествующие дате вступления в силу указанного закона (1 января 2021 года), но выплаченных в налоговых периодах, наступивших после этой даты.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 214.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 214.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.