Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1137848-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях"
Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона направлен на обеспечение надлежащего, бережного и гуманного отношения человека к представителям окружающего животного мира и в первую очередь к домашним животным. Соответствующие вопросы привлекают неизменное внимание, а высказываемые оценки об эффективности существующего или о потребности дополнительного их регулирования имеют повышенный общественный резонанс как при обсуждении целесообразных нормативных нововведений, так и на стадии правоприменения.
В настоящее время особый интерес общественности вызывает тема о возможности установления законодательных ограничений либо полного запрета в проведении ветеринарными службами и специалистами без ветеринарных показаний целого ряда хирургических операций на домашних животных, поскольку такие операции наносят здоровью животных ощутимый и неустранимый вред.
Изначально подобный вопрос был поднят в контексте обсуждения необходимости законодательного запрета онихэктомии - ампутации третьей фаланги и когтя у животных семейства кошачьих. Например, большое количество соответствующих обращений от граждан и профильных организаций - научных и общественных - поступило в Московскую городскую Думу (в адрес комиссии Московской городской Думы по экологической политике и отдельных депутатов), и в данных обращениях было высказано о настоятельной необходимости введения и применения указанного запрета.
Также известно о наличии соответствующих гражданских инициатив по нормативному урегулированию обозначенного вопроса и в других регионах России.
Более того, на одной из самых популярных онлайн-платформ для размещения общественных обращений и инициатив www.change.org появилась петиция (clck.ru/DUBSK) с требованием запрета проведения онихэктомии, и данную петицию по состоянию на 10 июня 2020 года поддержали более 161 тысячи человек, а внимание федеральных и региональных СМИ по отмеченной проблеме в России заострялось уже неоднократно.
Хотя все же имеются и другие, весьма немногочисленные представители ветеринарного сообщества, считающие онихэктомию практичной, простой и не наносящей вреда животному (а в Интернете можно найти большое количество предложений о проведении такой операции, которую ее апологеты характеризуют как безобидную и для домашнего быта полезную, поскольку животное перестает стачивать когти о предметы домашнего обихода), по мнению абсолютного большинства ведущих отечественных ученых и специалистов в области ветеринарии и охраны животного мира, проведение онихэктомии без строгих ветеринарных показаний как с этической, так и с врачебно-ветеринарной точек зрения недопустимо.
В 2019 году Российская Ассоциация практикующих ветеринарных врачей высказала твердое убеждение в том, что удаление конечных фаланг на лапах у кошек влечет за собой нарушение деятельности всего опорно-двигательного аппарата этого животного, а само животное после подобной операции будет испытывать постоянные страдания от боли в лапах, снижение ощущений равновесия, изменение походки, ослабление мышц спины и лап.
Такой же негативной позиции в отношении онихэктомии придерживаются и представители ученого и профессионального сообщества Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К. И, Скрябина, Российского государственного аграрного университета - МСХА им. К.А. Тимирязева, АСО "Национальная Ветеринарная Палата" и многих других общепризнанных научных, исследовательских и практикующих центров России соответствующего профиля.
Вопрос о запрете онихэктомии послужил в настоящее время отправной точкой для уточнения и развития нормативного регулирования по гуманному обращению человека с животными вообще и с домашними животными в частности.
Так, в Федеральном законе от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до сих пор не получили дальнейшего нормативного воплощения многие аспекты защиты животных.
При этом Европейская конвенция о защите домашних животных, содержащая запрет на проведение хирургических операций в нелечебных целях (заключенная в городе Страсбурге 13 ноября 1987 года и вступившая в силу 1 мая 1992 года), Российской Федерацией не ратифицирована, а сведений о конкретных правовых инициативах по нормативному урегулированию совокупности указанных и иных связанных с ними отношений в рамках проектов федеральных законов и проектов законов отдельных субъектов Российской Федерации не имеется.
С учетом этого в настоящее время целесообразно осуществить соответствующее базовое нормативное регулирование именно на федеральном уровне.
Для достижения указанных целей подготовленный проект федерального закона предполагает внесение ряда изменений в Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", главные из которых предусматривают:
1) введение в основной понятийный аппарат Федерального закона N 498-ФЗ ключевого термина "проведение на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях", к которому предложено отнести хирургическое или иное изменение анатомических либо физиологических качеств и свойств животного как биологического вида при отсутствии для такого изменения ветеринарных показаний;
2) включение в уже имеющееся в названном законодательном акте понятие "жестокое обращение с животным" случаев причинения животному непереносимой боли (непереносимых физических страданий) либо вреда его здоровью в результате проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях;
3) закрепление дополнительного принципа обращения с животными - недопустимость жестокого обращения с животными;
4) недопустимость в общем случае при обращении с животными проведения на них ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях, в том числе онихэктомии, тендонэктомии (удаления у животного семейства кошачьих на лапе участка сухожилия в целях последующей невозможности выпуска животным когтей) и иных действий, направленных на хирургическое изменение внешнего вида животных при отсутствии для такого воздействия ветеринарных показаний;
5) определение перечня случаев, когда проведение на животных ветеринарных и иных процедур может быть допустимо (при принятии мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных; оказании помощи животным, находящимся в опасном для их жизни состоянии; в иных случаях, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации);
6) запрещение пропаганды проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом N 498-ФЗ.
Принятие и последующее применение представленного проекта федерального закона позволят создать дополнительные правовые установления и стимулы для обеспечения надлежащего обращения с животными, а значит, будут способствовать осуществлению такого обращения на практике более ответственным образом и в более гуманной форме.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях"
Принятие представленного проекта федерального закона "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях" не повлечет дополнительных расходов или компенсаций из средств федерального бюджета и не потребует изменения иных финансовых обязательств государства на федеральном уровне.
При этом несмотря на то, что представленный законопроект допускает финансовое обеспечение реализации отдельных его положений (а именно: положений проектируемой части 4 статьи 7 о возможности установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации для владельцев животных стимулирующих мер поощрения, направленных на обеспечение надлежащего исполнения владельцами в отношении их животных установленных законодательством Российской Федерации требований к обращению с животными вообще и ограничений на проведение на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях в частности), такие меры могут быть реализованы только за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации без финансирования данных мер за счет дотаций, субвенций или трансфертов из федерального бюджета.
В связи с изложенным на представленный проект федерального закона не требуется получение заключения Правительства Российской Федерации, предусмотренного статьей 104 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях"
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для ограничения возможностей проведения на животных ветеринарных и иных процедур в нелечебных целях" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения административной ответственности за несоблюдение (нарушение) правил, устанавливаемых указанным законопроектом, - тем более что в настоящее время в КоАП РФ вообще не предусмотрены административные правонарушения за несоблюдение Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением его отдельных локальных аспектов, связанных со сферами ветеринарии, пользования объектами животного мира без обязательного для отдельных случаев разрешения и некоторыми другими вопросами). Отмеченная ситуация возникла, поскольку несмотря на изначальную общую поддержку Правительства Российской Федерации, после продолжительного рассмотрения Государственной Думой ФС РФ был отклонен соответствующий "пакетный" законопроект (N 458970-5) о внесении необходимых изменений в КоАП РФ, вносившийся одновременно с законопроектом, впоследствии реализованным в виде упомянутого Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ. И, как известно, после отклонения Государственной Думой ФС РФ упомянутого законопроекта N 458970-5 специально посвященные соответствующим темам иные законодательные инициативы в комплексном виде более не вносились, а затрагивающие отдельные аспекты данной тематики, т.е. исключение жестокого обращения с животными, законопроекты не были поддержаны.
Помимо необходимых изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях, представленный законопроект в случае его принятия не потребует обязательного внесения изменений в другие законы Российской Федерации и федеральные законы, а также не потребует принятия, приостановления или признания утратившими силу каких-либо иных законодательных актов, действующих на территории нашей страны.
При этом принятие представленного законопроекта в основном не потребует обязательной корректировки и подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, принятых в связи со вступлением в силу ныне действующей редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.