Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1140012-7 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" (далее - Проект) направлен на поддержание инвестиционного спроса и снижение отрицательного воздействия на развитие экономики.
Наличие объектов незавершенного строительства влечет за собой ряд проблем, затрагивающих интересы государства, предпринимателей и населения в целом, а именно:
- ухудшение инвестиционного климата, отрицательно влияющее на развитие экономики;
- банкротство и уголовное преследование юридических лиц, осуществляющих застройку арендованных земель;
- выделение дополнительных бюджетных средств для финансирования мероприятий по завершению строительства;
- ухудшение облика городской среды;
- нерациональное использование земельных участков, переданных под строительство.
Действующий правовой механизм, ограничивающий возможности собственников объектов незавершенного строительства продлевать сроки аренды земельных участков для завершения строительства таких объектов, делает собственников объектов незавершенного строительства заложником ситуации, лишая возможности эффективно использовать капитальные вложения.
Так, действующие на сегодняшний день нормы Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечивающие передачу в аренду земельных участков для строительства зданий, сооружений, содержат в себе ряд противоречий, ограничивающих возможности юридических лиц, осуществляющих застройку.
В частности, это касается срока, на который заключается договор аренды земельного участка на строительство зданий, сооружений.
Действующая редакция Земельного кодекса Российской Федерации включает два варианта заключения договоров:
- на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев строительства линейных объектов или индивидуального жилищного строительства;
- предоставления земельного участка в соответствии с основным видом, разрешенного использования которого предусмотрено строительство зданий, сооружений, на срок, превышающий в два раза срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений.
Установленные Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15 мая 2020 г. N 264/пр "Об установлении срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, в целях расчета срока договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" варьируются от 15 до 79 месяцев в зависимости от площади планируемого объекта, а указанная выше норма Земельного кодекса Российской Федерации увеличивает их вдвое.
Из чего можно сделать вывод, что нормы земельного законодательства дублируются, внося противоречия в толковании норм и вводя в заблуждение предполагаемых арендаторов земельных участков на предмет возможных сроков аренды.
Кроме того, возможность однократно продлить срок аренды земельного участка собственником объекта незавершенного строительства на срок до трех лет допустима только в случае отсутствия заявленного в суд требования об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов или продажи такого объекта с публичных торгов, что приостанавливает процесс завершения строительства на шесть месяцев.
Также, хотелось бы отметить необоснованность установления Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" срока для ввода в эксплуатацию объекта недвижимости (3 года со дня предоставления в аренду земельного участка для жилищного строительства), по истечении которого арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок. Данная норма явно противоречит ранее отмеченному приказу, устанавливающему сроки, необходимые для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий.
Для снижения факторов, ухудшающих инвестиционный климат, поддержание предпринимателей в сложный переходный период, связанный с пандемией COVID-19, необходим комплекс мер, обеспечивающих возможность более эффективно использовать ресурсы.
Проектом предусмотрены следующие изменения земельного законодательства Российской Федерации:
- исключение дублирующих норм из Земельного кодекса Российской Федерации;
- предоставление аренды земельного участка для строительства зданий, строений с учетом площади планируемого объекта строительства;
- неоднократное продление срока аренды земельного участка собственнику объекта незавершенного строительства с учетом площади планируемого объекта строительства;
- исключение полугодового срока, усложняющего и затягивающего процесс продления срока аренды земельного участка собственником объекта незавершенного строительства;
- уточнение срока ввода в эксплуатацию объекта недвижимости в соответствии с площадью такого объекта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации" потребует внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 30 ст. 3821), а именно:
пункт 7 изложить в следующей редакции:
"7. В случае если со дня предоставления в аренду земельного участка истек срок, установленный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в качестве срока, необходимого для выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования и строительства зданий, сооружений, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, объект недвижимости, построенный на земельном участке, не введен в эксплуатацию, арендная плата за земельный участок устанавливается в размере не менее 2-кратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.