Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 марта 2021 г. N 5.1-01/746
на проект федерального закона N 1108495-7 "О принятии Российской Федерацией Устава Международной организации по миграции",
принятый Государственной Думой 24 марта 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесён в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 9 февраля 2021 года (N 1108495-7).
В соответствии с Федеральным законом Российская Федерация принимает Устав Международной организации по миграции от 19 октября 1953 года (далее - Устав). По информации, размещённой на официальном сайте Международной организации по миграции (далее - MOM), в настоящее время Российская Федерация имеет статус наблюдателя в MOM, российская заявка на вступление в MOM была рассмотрена на 111-й сессии Совета MOM и одобрена резолюцией Совета MOM N 1386 от 24 ноября 2020 года, которой предусматривается членство России в MOM с даты передачи ею Генеральному директору MOM уведомления о выполнении необходимых для этого внутригосударственных процедур. Условие о приобретении государством членства в MOM путём принятия Устава содержится в его статье 2 (b).
MOM является международной межправительственной организацией, с 2016 года - связанной с ООН организацией. Согласно статье 1 Устава к целям и функциям MOM относятся: обеспечение организованного перемещения мигрантов, беженцев, перемещённых лиц и других лиц, нуждающихся в международных услугах в сфере миграции; предоставление услуг в сфере миграции (набор, подготовка к миграции, языковая подготовка, медицинское обследование, размещение мигрантов, мероприятия по упрощению их приёма и интеграции, консультативные услуги, иная помощь); предоставление услуг по обеспечению добровольной возвратной миграции, включая репатриацию. Также указано, что MOM служит для государств, международных и других организаций площадкой для обмена мнениями и содействия сотрудничеству. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Устава контроль за приёмом и определение числа принимаемых иммигрантов подпадают под внутригосударственную юрисдикцию, в связи с чем при осуществлении своих функций MOM обязуется следовать законам и политике соответствующих государств.
Статьями 5-18 Устава закрепляются институциональные основы деятельности MOM. Органами MOM, осуществляющими руководящие и административные функции, являются Совет и Администрация. Совет собирается на очередную сессию один раз в год. Им определяется политика MOM, рассматриваются доклады Генерального директора и вспомогательных органов, утверждаются программы, бюджет, расходы MOM. Каждое государство-член MOM имеет в Совете одного представителя с правом одного голоса и столько заместителей и советников, сколько оно сочтёт необходимым. В состав Администрации входят Генеральный директор, заместитель Генерального директора, которые избираются Советом обычно на пять лет (в исключительных случаях этот срок может быть короче), и штатные сотрудники MOM. Генеральный директор осуществляет управление MOM, занимается выполнением решений Совета, производит назначение сотрудников Администрации. На очередной сессии Совета по окончании каждого финансового года Генеральный директор представляет Совету доклад о работе MOM. Штаб-квартира MOM расположена в г. Женеве, Швейцария.
Статьями 19-21 Устава регулируются вопросы, касающиеся финансирования расходов MOM. Предусмотрено, что Генеральный директор представляет Совету для утверждения годовой бюджет MOM и такие дополнительные сметы расходов, которые могут потребоваться. Бюджет MOM включает административную часть, состоящую из взносов наличными государств-членов MOM в согласованном с Советом MOM объёме, и операционную часть, состоящую из добровольных взносов наличными государств, международных организаций, частных лиц.
Статьями 22-23 Устава закрепляются положения о юридической правосубъектности MOM, в частности о её способности заключать контракты, приобретать имущество, получать финансовые средства, инициировать возбуждение дел в суде, а также о юрисдикционных изъятиях, предусмотренных в отношении MOM, представителей государств-членов MOM, Генерального директора и его заместителя, сотрудников Администрации. Оговорено, что данные лица пользуются привилегиями и иммунитетами, необходимыми для осуществления их функций, при этом такие привилегии и иммунитеты определяются в соглашениях между MOM и государствами или посредством других мер, принимаемых государствами.
В статьях 25 и 28 Устава определён порядок вступления в силу поправок о внесении изменений в Устав (поправки должны быть утверждены двумя третями членов Совета, а затем приняты двумя третями государств-членов) и установлено полномочие Совета принять решение о роспуске MOM, для чего ему требуется три четвёртых голосов его членов.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации. Устав согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Устав подлежит принятию в форме федерального закона на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 и подпункта "а" пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части предоставления MOM, представителям государств-членов MOM и должностным лицам MOM привилегий и иммунитетов содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 8 апреля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, заместителю Председателя Совета Федерации Ю.Л. Воробьёву, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, председателю Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности В.Н. Бондареву, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.