Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1141113-7 "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Ранее действовавший Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" регулировал прием в образовательные учреждения для получения среднего профессионального образования на конкурсной основе, закреплял льготы для отдельных категорий граждан, а именно вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации принимались дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях; и иные категории граждан.
В Федеральном законе от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Квота приема для получения высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов устанавливается ежегодно образовательной организацией в размере не менее чем десять процентов общего объема контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, выделенных такой образовательной организации на очередной год, по специальностям и (или) направлениям подготовки.
Установленный в настоящее время механизм приема по программам среднего профессионального образования, на наш взгляд, является не вполне совершенным. В первую очередь, это касается тех абитуриентов, которые нуждаются в поддержке и помощи со стороны государства.
Статья 43 Конституции Российской Федерации и часть 3 статьи 5 Федерального закона N 273-ФЗ гарантируют общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования.
Согласно части 4 статьи 68 Федерального закона N 273-ФЗ в случаях, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, образовательная организация учитывает результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.
В результате, когда число поступающих превышает число бюджетных мест, прием осуществляется по конкурсу документов об образовании.
Данный законопроект предлагает установить, что при приеме в профессиональные образовательные организации по конкурсу лица, указанные в части 5 статьи 71 Федерального закона N 273-ФЗ принимаются вне конкурса по квоте приема для получения среднего профессионального образования в размере и порядке, предусмотренных частью 6 статьи 71 Федерального закона N 273-ФЗ.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не требует расходов из федерального бюджета и не влечет изменений финансовых обязательств государства.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства принятие Федерального закона "О внесении изменения в часть 4 статьи 68 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.