Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1141526-7 "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - проект федерального закона) разработан в соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Чернышенко от 15 мая 2020 г. N ДЧ-П10-5290 в целях дополнения перечня органов и организаций, которым предоставляются сведения о государственной регистрации смерти, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС), и сведения о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния о смерти, содержащиеся в ЕГР ЗАГС.
Пунктом 1 статьи 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон N 143-ФЗ) предусматривается предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, ряду уполномоченных органов государственной власти и их территориальным органам, а также иным организациям.
В соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ предоставление указанных в пункте 1 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния осуществляется в электронной форме оператором федеральной государственной информационной системы ведения ЕГР ЗАГС, при этом в качестве способа предоставления сведений в электронной форме предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
В соответствии со статьей 40 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство.
Кроме того, в соответствии со статьей 43 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительное производство может быть прекращено судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства.
При этом конкретный порядок и способы получения приставом-исполнителем либо судом информации о смерти взыскателя-гражданина в указанных случаях законодательством Российской Федерации не регламентированы.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ сведения о государственной регистрации смерти, содержащиеся в ЕГР ЗАГС, могут быть предоставлены Федеральной службе судебных приставов (далее - ФССП России) по запросу, что в некоторых случаях не является достаточным для своевременного и оперативного приостановления либо завершения исполнительного производства.
Таким образом, проектом федерального закона ФССП России наделяется полномочием по получению сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в ЕГР ЗАГС, в формате широковещательной рассылки.
Предоставление возможности получения ФССП России указанных сведений ускорит и оптимизирует процесс прекращения исполнительного производства, что позволит сократить расходы на ведение исполнительного производства, а также исключит необходимость родственникам (наследникам) умерших граждан - сторонам исполнительного производства обращаться в ФССП России с целью прекращения либо приостановления исполнительного производства.
Одновременно проектом федерального закона вносятся изменения в перечень получателей сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в ЕГР ЗАГС, предоставляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ органами записи актов гражданского состояния по запросу (далее - сведения по запросу).
Так, в соответствии с действующей редакцией пункта 3 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ сведения по запросу предоставляются ФССП России, при этом получение сведений по запросу территориальными органами принудительного исполнения не предусмотрено.
Вместе с тем в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 118-ФЗ) законные требования сотрудника органов принудительного исполнения подлежат выполнению всеми органами, организациями, должностными лицами и гражданами на территории Российской Федерации.
Таким образом, в целях реализации положений Федерального закона N 118-ФЗ проектом федерального закона в пункт 3 статьи 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ в качестве получателя сведений по запросу определяются, помимо ФССП России, территориальные органы принудительного исполнения.
Также проектом федерального закона устанавливаются положения о предоставлении оператору единой информационной системы нотариата (далее - ЕИС) сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в ЕГР ЗАГС.
В соответствии со статьей 34.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 (далее - Основы законодательства Российской Федерации о нотариате) сбор, обработка сведений о нотариальной деятельности и обеспечение всех видов информационного взаимодействия (обмена) при осуществлении нотариальной деятельности осуществляется в ЕИС.
В соответствии со статьей 34.2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате ЕИС включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:
1) нотариальных действий;
2) наследственных дел;
3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам;
4) списков участников обществ с ограниченной ответственностью.
В случае получения нотариусами из ЕГР ЗАГС сведений о государственной регистрации смерти по принципу широковещательной рассылки могут быть реализованы дополнительные функции сервиса ЕИС по проверке сведений о действительности нотариально удостоверенной доверенности.
Сервис проверки действительности нотариально удостоверенной доверенности создан в ЕИС в соответствии со статьей 34.4 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям о доверенностях, содержащимся в ЕИС:
о лице, удостоверившем доверенность;
о дате удостоверения доверенности;
о ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий ЕИС;
о дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена.
При этом сведения о представителе по доверенности не проверяются, поскольку в соответствии с пунктом 29 Регламента совершения нотариусами нотариальных действий, устанавливающего объем информации, необходимой нотариусу для совершения нотариальных действий, и способ ее фиксирования, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 156, они устанавливаются со слов заявителя.
Вместе с тем факт прекращения действия доверенности в связи со смертью доверителя в настоящее время не учитывается, вследствие чего имеет место совершение юридически значимых действий, в том числе сделок, распоряжение денежными средствами, по доверенности, которая не отменялась доверителем, но прекратила свое действие в связи с его смертью, что не обеспечивает стабильность гражданского оборота.
Обработка данных о государственной регистрации смерти, полученных посредством широковещательной рассылки, позволит маркировать прекратившие свое действие доверенности и предоставлять эту информацию наряду с предоставляемой информацией об отмене доверенностей до момента обращения лица, которому выдана доверенность.
Кроме того, проектом федерального закона федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции оператора федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА), в лице Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, наделяется полномочием по получению сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в ЕГР ЗАГС, в формате широковещательной рассылки.
В соответствии с пунктом 1 требований к федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977, ЕСИА должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в ЕСИА к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах, в том числе в целях предоставления государственных и муниципальных услуг.
Зарегистрированная и авторизованная учетная запись ЕСИА необходима для предоставления государственных и муниципальных услуг посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) в соответствии с пунктом 9 Положения о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861.
Вместе с тем в случае смерти физического лица учетная запись ЕСИА и, соответственно, доступ на ЕПГУ могут остаться открытыми, что может повлечь за собой риски неправомерного использования содержащихся на ЕПГУ сведений и совершения мошеннических действий с учетной записью умершего.
Получение оператором ЕСИА актуальных сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в ЕГР ЗАГС, позволит оперативно решать вопрос об ограничении неправомерного доступа к учетной записи пользователя в целях обеспечения защиты содержащихся в ней персональных данных.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Положения проекта федерального закона не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Предлагаемые к реализации решения проекта федерального закона не повлекут отрицательных социально-экономических и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), информации о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не приведет к увеличению расходов федерального бюджета, а также иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" потребует внесения изменений в:
1) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 в части обеспечения возможности проверки сведений о действительности нотариально удостоверенной доверенности на основании сведений о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (глава VII.1).
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная нотариальная палата.
Срок разработки - в течение 3 месяцев со дня подписания Федерального закона.
2) Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в части обеспечения прекращения исполнительного производства на основании сведений о смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (статья 43).
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов.
Срок разработки - в течение 3 месяцев со дня подписания Федерального закона.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Ответственный исполнитель - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Соисполнители - Министерство финансов Российской Федерации,
Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная налоговая служба.
Срок разработки - в течение 3 месяцев со дня подписания Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.