Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 марта 2021 г. N 5.1-01/752
на проект федерального закона N 1057340-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 24 марта 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона был внесен в Государственную Думу сенатором Российской Федерации А.А. Клишасом, депутатами Государственной Думы П.В. Крашенинниковым и О.В. Савастьяновой 17 ноября 2020 года (законопроект N 1057340-7).
Федеральным законом в Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" и Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" вносятся изменения, обусловленные вступлением в силу изменений в Конституцию Российской Федерации, предусмотренных статьей 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти".
В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" слова "член Совета Федерации" в соответствующем числе и падеже заменяются словами "сенатор Российской Федерации" в соответствующем числе и падеже.
Устанавливается, что председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 30 лет.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" также дополнен положениями, согласно которым полномочия члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, назначенного законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по предложению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, могут быть прекращены досрочно по мотивированному представлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, внесенному в орган, назначивший этого члена комиссии. Вместе с представлением о досрочном прекращении полномочий члена комиссии должно быть внесено предложение по кандидатуре нового члена комиссии. При отсутствии такого предложения представление о досрочном прекращении полномочий члена комиссии рассмотрению не подлежит. Указанное представление не может быть внесено в течение одного года после назначения члена комиссии, а также в период избирательной кампании, период кампании референдума, в которых участвует избирательная комиссия субъекта Российской Федерации.
Установлено правовое положение избирательной комиссии федеральной территории. Для федеральной территории Центральной избирательной комиссией Российской Федерации формируется отдельная территориальная избирательная комиссия, которая является избирательной комиссией, организующей выборы в органы публичной власти федеральной территории, и вышестоящей избирательной комиссией по отношению к иным избирательным комиссиям, сформированным на федеральной территории, а при проведении выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации - нижестоящей комиссией по отношению к избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, на территории которого создана федеральная территория (в случае формирования окружной избирательной комиссии - к окружной избирательной комиссии). Решения или действия (бездействие) территориальной избирательной комиссии федеральной территории или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, за исключением случаев, когда обжалуемые решения или действия (бездействие) связаны с осуществлением указанной комиссией полномочий по подготовке и проведению выборов в органы государственной власти, референдума субъекта Российской Федерации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации наделяется правом сформировать одну либо несколько специальных территориальных комиссий для обеспечения проведения дистанционного электронного голосования.
В Федеральном законе "О выборах Президента Российской Федерации" предусматривается, что Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства.
В Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" закрепляется, что депутатом Государственной Думы может быть гражданин, постоянно проживающий в Российской Федерации. Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, осужденный к лишению свободы за совершение отдельных видов преступлений средней тяжести (всего 55 составов) и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления, - до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. Данное положение воспроизводит установленное в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничение пассивного избирательного права гражданина Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Также уточняются положения, касающиеся порядка формирования территориальных избирательных комиссий, времени начала агитационного периода для кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, информации, размещаемой в бюллетене, и ряд иных положений.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "а" (изменение федеральных законов), "в" (регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина) и "г" (формирование федеральных органов государственной власти) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьей 4 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в новой редакции будут применяться к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен Советом Федерации не позднее 8 апреля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации А.А. Турчаку, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьеву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.