Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 26 марта 2021 г. N 5.1-01/743
на проект федерального закона N 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях",
принятый Государственной Думой 24 марта 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 1052523-7) был внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 ноября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" в части совершенствования правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций".
В Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) вносятся изменения, направленные на совершенствование законодательства Российской Федерации о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
В частности, определение некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, дополняется положением, согласно которому такой организацией помимо предусмотренных Федеральным законом N 7-ФЗ будет являться также российская некоммерческая организация, получающая денежные средства и (или) иное имущество от российского лица, бенефициарными владельцами которого являются иностранные граждане или лица без гражданства.
Устанавливается, что местом нахождения структурного подразделения иностранных некоммерческих неправительственных организаций не может быть жилое помещение.
Закрепляется обязанность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, помимо аудиторского заключения представлять в уполномоченный орган программы и иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, в срок до начала осуществления программы (её части), а также ежегодно представлять отчет об исполнении программы или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились.
Федеральным законом определяется состав сведений, которые должен содержать представляемый в уполномоченный орган отчет о деятельности структурных подразделений иностранной некоммерческой неправительственной организации. На уполномоченный орган возлагается утверждение формы и определение сроков представления такого отчёта. Федеральным законом устанавливается также состав документов, представляемых в уполномоченный орган структурным подразделением иностранной некоммерческой неправительственной организации помимо аудиторского заключения.
Предусматривается дополнительное основание для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации - поступление в уполномоченный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Кроме того, предусматривается положение, согласно которому невыполнение решения уполномоченного органа о запрете осуществления заявленной программы влечёт за собой ликвидацию некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации по решению суда по иску уполномоченного органа или его территориального органа, а также исключение филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "г" (установление порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии со статьёй 2 Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьёй 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 8 апреля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, первому заместителю Председателя Совета Федерации A.А. Турчаку, заместителю Председателя Совета Федерации К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишасу, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам Г.Б. Карасину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации B.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.