Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 30 марта 2021 г. N 3.1-05/1081
на проект федерального закона N 1052523-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях",
принятый Государственной Думой 24 марта 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1052523-7) внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 10 ноября 2020 года и принят в первом чтении 15 декабря 2020 года, 23 марта 2021 года - во втором чтении, 24 марта 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, и структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ).
Федеральным законом расширяется перечень иностранных источников, финансирование из которых является одним из условий для признания некоммерческой организации выполняющей функции иностранного агента, путем включения в него российских юридических лиц, бенефициарными владельцами которых в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", являются иностранные граждане или лица без гражданства.
Федеральным законом закрепляется обязанность некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, помимо уже указанных в пункте 3 статьи 32 Федерального закона N 7-ФЗ документов, также представлять в уполномоченный орган заявленные для осуществления и осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились.
Устанавливаются следующие сроки представления указанных документов: заявленные для осуществления программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, - до начала осуществления программы (ее части), осуществляемые программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий, а также отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, или информации о том, что соответствующие мероприятия не проводились, - ежегодно.
Помимо этого, устанавливается запрет на регистрацию структурных подразделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций в жилых помещениях.
Предусматривается, что для структурных подразделений иностранной некоммерческой неправительственной организации форма и сроки представления в уполномоченный орган отчета о своей деятельности, содержащего информацию об объеме и источниках полученных денежных средств и иного имущества, их предполагаемом распределении, о целях их расходования или использования, об их фактическом расходовании или использовании, о планируемом направлении денежных средств и иного имущества получателям указанных средств и имущества, о заявленных для осуществления и осуществляемых программах, об иных документах, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также информацию об их проведении или о том, что соответствующие мероприятия не проводились, о расходовании предоставленных физическим и юридическим лицам денежных средств и об использовании предоставленного им иного имущества, утверждаются уполномоченным органом.
Также закрепляется, что структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации представляет в уполномоченный орган заявленные для осуществления и осуществляемые на территории Российской Федерации программы, иные документы, являющиеся основанием для проведения мероприятий на территории Российской Федерации, а также отчет об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий или информацию о том, что соответствующие мероприятия не проводились. Порядок и сроки представления заявленных для осуществления и осуществляемых на территории Российской Федерации программ и иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, а также отчета об осуществлении программ и исполнении иных документов, являющихся основанием для проведения мероприятий, определяются Правительством Российской Федерации.
Закрепляется, что уполномоченный орган направляет некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, структурному подразделению иностранной некоммерческой неправительственной организации в письменной форме мотивированное решение о запрете осуществления на территории Российской Федерации заявленной для осуществления либо осуществляемой на территории Российской Федерации программы (ее части). Некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента, структурное подразделение иностранной некоммерческой неправительственной организации, получившие решение о запрете осуществления программы (ее части), не вправе приступать к осуществлению этой программы (ее части), обязаны прекратить деятельность, связанную с осуществлением этой программы (ее части). Невыполнение указанного решения влечет за собой ликвидацию некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, ликвидацию отделения иностранной некоммерческой неправительственной организации по решению суда по иску уполномоченного органа или его территориального органа либо исключение филиала или представительства иностранной некоммерческой неправительственной организации из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций по решению уполномоченного органа.
Федеральным законом также вводится дополнительное основание для проведения внеплановой проверки некоммерческой организации - поступление в уполномоченный орган или его территориальный орган информации от государственных органов, органов местного самоуправления, граждан или организаций об участии некоммерческой организации в мероприятиях, проводимых иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой в установленном законодательством Российской Федерации порядке признана нежелательной на территории Российской Федерации.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Комитет Совета Федерации по международным делам предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.