Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1142948-7 "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", предусматривающего необходимость снижения смертности в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе путем усиления ответственности водителей за нарушение правил дорожного движения.
Для достижения поставленной задачи законопроектом предлагается установить более строгое наказание за управление в состоянии опьянения автомобилем либо другим механическим транспортным средством лицом, имеющим судимость за совершение аналогичного преступления.
В частности, законопроектом в новой редакции излагается статья 264.1 (Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию) Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК), в части второй которой закрепляются повышенные меры ответственности за указанное деяние.
Актуальность обозначенных изменений обусловлена увеличивающейся степенью общественной опасности при управлении транспортным средством в состоянии опьянения и необходимостью применения более строгих санкций за неоднократное его совершение.
За 2016 год дознавателями органов внутренних дел расследованы уголовные дела о 84 965 преступлениях, предусмотренных статьей 264.1 УК, из них по 84 183 уголовные дела направлены в суд, за 2017 год - 79 783 и 78 980, за 2018 год - 73 115 и 72 149, за 2019 год - 65 967 и 64 919, за 2020 год - 66 301 и 65 195 соответственно.
Приведенные цифры свидетельствуют, что количество таких уголовно наказуемых деяний сохраняется на высоком уровне.
При этом фиксируется значительное число фактов совершения повторных преступлений лицами, уже имеющими за них судимость.
В отдельных субъектах Российской Федерации с 2016 года количество указанных случаев возросло в несколько раз.
Например, на территории Волгоградской области в 2016 году за неоднократное совершение данного преступления привлечено к уголовной ответственности 67 лиц, в 2017 году - 144, в 2018 году - 175, в 2019 - 279, в 2020 году - 280. В Республике Бурятия количество таких лиц составило 45, 103, 189, 241 и 264, в Республике Татарстан - 55, 127, 176, 208 и 206, в Архангельской области - 31, 75, 93, 164 и 168, в Оренбургской области - 44, 66, 125, 159 и 150, в Брянской области - 20, 45, 59, 110 и 116 соответственно.
Аналогичная негативная динамика наблюдается и в других регионах страны.
В целом за 2020 год доля лиц, совершающих повторные преступления по статье 264.1 УК, составила 20% (2018 год - 10%, 2019 - 15%) от общего числа привлеченных к ответственности по данной статье. Однако в некоторых субъектах этот показатель значительно выше: в Удмуртской Республике - 49%, Мурманской - 30%, Волгоградской области - 25%.
В то же время складывающаяся судебно-следственная практика свидетельствует о том, что совершение повторных преступлений по статье 264.1 УК, как правило, не влечет для виновных более строгую ответственность.
Так, в Калининградской области гражданин Ч. в 2016 году совершил 14 преступлений, предусмотренных статьей 264.1 УК, за которые осужден 4 раза.
В Астраханской области гражданин К. с 2016 года по 2018 год трижды привлечен к ответственности по статье 264.1 УК.
Гражданин В. в 2016 году дважды представал перед судом в Амурской области по 7 преступлениям.
В отношении гражданина К. в период с мая по октябрь 2017 г. на территории Новгородской области судом вынесено три приговора по 4 преступлениям.
На территории Белгородской области гражданин К. в 2017 году совершил 4 преступления, за каждое из которых был осужден в мае, июне, сентябре и ноябре.
На протяжении 2019 и 2020 годов гражданин А. дважды осужден в Омской области по 6 преступлениям.
Во всех указанных случаях в качестве основного вида наказания лицам назначались обязательные работы.
В Забайкальском крае в отношении гражданина К. в 2019 году по 4 преступлениям вынесено три приговора, в соответствии с которыми основными наказаниями назначались обязательные работы либо лишение свободы условно.
Как следствие, на бытовом уровне подобные нарушения продолжают ассоциироваться с незначительным правонарушением и лица, злоупотребляющие алкогольными напитками, будучи уверенными, что не понесут ощутимой ответственности, вновь садятся пьяными за руль.
Таким образом, цели уголовного наказания, предусмотренные частью второй статьи 43 УК (исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений), реализуются не в полном объеме.
Как уже отмечено выше, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 Правительству Российской Федерации поручено обеспечить снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом - до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году - стремление к нулевому уровню смертности).
В то же время во многих субъектах Российской Федерации выявляются факты совершения лицами, ранее судимыми по статье 264.1 УК, более тяжких преступлений по частям второй, четвертой и шестой статьи 264 (Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) УК, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью людей или их смерть.
Например, в июле 2019 г. на территории Брянской области гражданин К., будучи судимым по статье 264.1 УК, вновь управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения и по его вине произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого погиб он сам, а также трое людей, среди которых двое несовершеннолетних.
Представляется, что достижение поставленных Президентом Российской Федерации целей невозможно без принципиальной позиции по отношению к "пьяным водителям".
Принятые законодателем в 2014 году меры (дополнение УК статьей 264.1) возымели некоторый положительный эффект, однако очевидно, что их не достаточно.
Приведенные статистические данные, а также анализ правоприменительной практики наглядно свидетельствуют об устойчивой тенденции роста повторных преступлений по статье 264.1 УК и неэффективности действующих санкций.
В целях обеспечения соблюдения принципа справедливости законопроектом предусмотрено, что повышенную ответственность наравне с указанными действиями повлечет управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, имеющим судимость за причинившее тяжкий вред здоровью или смерть нарушение правил дорожного движения, которое также было совершено в состоянии опьянения (пункты "а" частей второй, четвертой и шестой статьи 264 УК).
Назначение более строгого наказания будет обеспечиваться путем увеличения сроков лишения свободы и принудительных работ (до трех лет взамен установленных в настоящее время до двух лет), размера штрафа (от трехсот до пятисот тысяч вместо от двухсот до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет взамен от одного года до двух лет), а также исключения наказания в виде обязательных работ.
Кроме того, в целях создания условий для вариативного применения реальных наказаний перечень их основных видов предлагается дополнить исправительными работами на срок до двух лет и ограничением свободы на срок до трех лет.
Также предусматривается увеличение срока дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до шести лет взамен установленного до трех лет. Поскольку закрепленные статьей 264.1 УК деяния носят умышленный характер, не потребуется внесение аналогичных изменений в статью 264 УК, в которой срок до трех лет данного вида наказания определен для тяжких преступлений, но совершенных по неосторожности.
Предлагаемые новеллы корреспондируют изменениям уголовного законодательства (внесены Федеральным законом от 17 июня 2019 г. N 146-ФЗ), значительно усилившим ответственность по частям второй, четвертой и шестой статьи 264 УК. Их реализация позволит повысить результативность противодействия повторному управлению транспортными средствами в состоянии опьянения, привести в соответствие степень общественной опасности рассматриваемых преступлений и наказания за их совершение.
Законопроектом также предлагается скорректировать наименование статьи 264.1 УК в целях его приведения в более точное соответствие содержанию данной проектной нормы.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
На рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации законопроекты (федеральные законы) аналогичного содержания не находятся.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не повлечет за собой изменений финансовых обязательств государства и его реализация не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Положения данного Федерального закона не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует внесения дополнительных изменений в законодательство Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.