Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1143824-7 "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" (далее - законопроект) разработан Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с пунктом 41 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, в целях совершенствования законодательства о концессионных соглашениях и практики его применения.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и определяются особенности заключения концессионных соглашений без проведения конкурса, объектами которых является имущество (объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), переданное собственником арендатору в соответствии с договором или договорами аренды (далее - трансформация).
Срок действия заключаемого концессионного соглашения определяется с учетом срока окупаемости инвестиций концессионера и не может превышать сорока девяти лет.
Предлагаемый подход по трансформации обусловлен необходимостью наличия единого ответственного лица (хозяйствующего субъекта), отвечающего за обеспечение надежного теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения потребителей на соответствующих территориях муниципальных образований.
Наличие единого ответственного лица (хозяйствующего субъекта) позволит также обеспечить единый подход к принятию технических решений и повысить операционную эффективность схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Обязательным условием трансформации договоров аренды в концессионные соглашения является увеличение инвестиционных обязательств концессионера, а именно принятие концессионером инвестиционных обязательств в течение периода, равного сроку действия заключаемого концессионного соглашения, в размере, не менее чем в полтора раза превышающем размер инвестиционных обязательств арендатора за весь период действия договора аренды, а при их отсутствии - в размере, не менее чем в три раза превышающем размер арендной платы за весь период действия договора аренды, либо исходя из восстановительной стоимости объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, увеличенной не менее чем в полтора раза. Это является встречным условием упрощения порядка их заключения.
При этом расчет минимального размера инвестиционных обязательств концессионера осуществляется исходя из:
суммы инвестиционных обязательств арендатора за 12 календарных месяцев, предшествующих заключению концессионного соглашения, деленной на 12, увеличенной не менее чем в полтора раза и умноженной на количество календарных месяцев срока действия заключаемого концессионного соглашения;
суммы арендной платы по договору аренды за 12 календарных месяцев, предшествующих заключению концессионного соглашения, деленной на 12, увеличенной не менее чем в три раза и умноженной на количество календарных месяцев срока действия заключаемого концессионного соглашения;
суммы инвестиционных обязательств по концессионному соглашению в размере не менее чем в полтора раза превышающем восстановительную стоимость объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, передаваемых по концессионному соглашению.
Законопроектом определяется, что уведомление о заключении концессионного соглашения в порядке трансформации должно быть направлено в уполномоченный орган до 1 января 2022 г., а объем инвестиционных обязательств концессионера при заключении такого соглашения определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению.
Законопроект также предусматривает порядок заключения (отказа в заключении) концессионных соглашений в порядке трансформации (части 3.1 - 3.5 статьи 51 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" в редакции законопроекта).
Проектируемая модель правого регулирования направлена на стимулирование организаций к заключению концессионных соглашений в порядке трансформации в целях обеспечения привлечения инвестиционного ресурса в отрасли тепло-, водоснабжения и водоотведения, что, в свою очередь, будет способствовать проведению мероприятий по обновлению коммунальной инфраструктуры, учитывая высокую степень ее износа на сегодняшний день.
В проекте акта отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Законопроект не предполагает расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не оказывает влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" не повлечет изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 37 и 51 Федерального закона "О концессионных соглашениях" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.