Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1144924-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) определено, что ограничение на доступ к информации устанавливается только федеральными законами.
Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" установлен порядок отнесения информации к государственной тайне и эффективный механизм ее защиты.
Вместе с этим возможность аналогичной защиты служебной информации ограниченного доступа, образующейся в процессе деятельности государственных органов и организаций Российской Федерации, ввиду отсутствия соответствующего федерального закона не определена.
В настоящее время единственным инструментом, ограничивающим распространение служебной информации, является постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности" (далее - Положение), действие которого распространяется только на федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации. При этом остальные организации Российской Федерации и граждане остаются вне правового поля данного постановления.
В результате в средствах массовой информации организациями Российской Федерации периодически размещается служебная информация, касающаяся организации обороны государства, в части создания вооружения и военной техники, финансового состояния и хозяйственной деятельности.
Мероприятия, проводимые в рамках законодательства Российской Федерации по ограничению доступа к информации в области обороны (в том числе в отношении государственного оборонного заказа), не отнесенной в установленном порядке к государственной тайне, не позволяют в полной мере ограничить ее распространение в открытых источниках.
Наряду с этим установленные отраслевыми федеральными законами различные виды тайн (банковская, налоговая, врачебная, адвокатская, семейная и другие) позволяют ограничить доступ к соответствующим сведениям в определенных областях.
Таким образом, предлагается информацию, образующуюся при реализации мероприятий в области обороны, не составляющую государственную тайну и не являющуюся общедоступной, отнести на законодательном уровне к категории конфиденциальной.
Данная норма позволит установить ограничения на распространение указанной информации для всех федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ в отношении организаций и граждан Российской Федерации требование по защите полученной информации при исполнении ими профессиональных обязанностей или при осуществлении определенных видов деятельности, правомерно только в случаях, если на эти лица федеральными законами возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности такой информации.
Одновременно частью 4 статьи 9 Федерального закона N 149-ФЗ определено, что федеральными законами устанавливаются условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение.
В целях реализации данного подхода подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" (далее - законопроект) в части отнесения отдельных сведений в области обороны к сведениям конфиденциального характера, который дополняет Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон "Об обороне") новой статьей "Служебная тайна в области обороны", предусматривающей:
порядок относения сведений, образующихся при осуществлении полномочий органами государственной власти Российской Федерации, функций органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по организации мероприятий в области обороны и распространение которых может нанести вред при выполнении указанных мероприятий;
право руководителей федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, на отнесение информации к сведениям, составляющим служебную тайну в области обороны, определению перечней сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, а также на их утверждение (при наличии информации, отнесенной к служебной тайне в области обороны);
основание для отнесения сведений к служебной тайне в области обороны, в виде их соответствия перечням сведений, подлежащих отнесению к служебной тайне в области обороны, утвержденным руководителями федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
определение Правительством Российской Федерации порядка обращения со сведениями, составляющими служебную тайну в области обороны.
обязанность соблюдения конфиденциальности информации, содержащей сведения, составляющие служебную тайну в области обороны;
ответственность лиц, допустивших разглашение сведений, составляющих служебную тайну в области обороны, получивших доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под ответственностью в законопроекте понимается административная ответственность в соответствии со статьей 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в отношении организаций и граждан) (далее - КоАП) и дисциплинарная ответственность в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495 (в отношении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, а также граждан, призванных на военные сборы).
Порядок привлечения организаций и граждан к административной ответственности по статье 13.14 установлен действующей редакцией КоАП и внесения изменений не требует.
В законопроекте учтены замечания Государственно-правового управления Президента Российской Федерации и отдельные замечания Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
В законопроекте не содержатся обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях и обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, не определяется вид государственного контроля (надзора), вид разрешительной деятельности и не устанавливается ответственность за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации и будет способствовать повышению эффективности системы защиты сведений в области обороны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороне"
Перечень актов, подлежащих изменению
Постановление Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 (ответственный исполнитель - Министерство обороны Российской Федерации, срок разработки - 2 месяца со дня принятия законопроекта во втором чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации)
Перечень актов, подлежащих принятию
Приказы руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, об утверждении перечней сведений, составляющих служебную тайну в области обороны (ответственные исполнители - руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, срок разработки - 2 месяца со дня принятия постановления Правительства Российской Федерации о внесении изменений в Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти, уполномоченном органе управления использованием атомной энергии и уполномоченном органе по космической деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.