Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1144919-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 5 подраздела "Сокращение издержек на выполнение избыточных требований в сфере промышленной безопасности" раздела 5.3. "Улучшение делового климата" Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2020 г. (протокол N 36, раздел VII) N П13-60855 от 2 октября 2020 г. (далее - План).
Целями законопроекта является снижение расходов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанных с необходимостью продления сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Законопроектом предусматривается возможность продления сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах на основании решения руководителя эксплуатирующей организации, принятого с учетом результатов обследования технического состояния зданий и сооружений, а также технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.
Законопроект предусматривает возможность проведения технического диагностирования технических устройств и обследования технического состояния зданий и сооружений экспертами в области промышленной безопасности наряду со специалистами по техническому диагностированию и обследованию технического состояния зданий и сооружений, что позволит организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, по своему выбору привлекать к проведению диагностических мероприятий, предусмотренных законопроектом, как специалистов по техническому диагностированию и обследованию технического состояния зданий и сооружений, так и экспертов в области промышленной безопасности.
При этом будет сохранена правовая возможность по принятию в штат организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, любого из указанных лиц, а также полностью исключена необходимость лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности в части, связанной с проведением технического диагностирования и обследования зданий и сооружений экспертами в области промышленной безопасности.
Предлагаемый законопроектом правовой механизм будет способствовать повышению уровня правосознания и дисциплинированности руководителей организаций, осуществляющих эксплуатацию опасных производственных объектов, а также пониманию личной ответственности за состояние безопасности на вверенных им предприятиях при принятии решений о возможности дальнейшей эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств, входящих в их состав.
Особый порядок вступления в силу федерального закона необходим для подготовки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для его реализации, и обусловлен требованиями Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать достижению целей и задач государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 300.
Реализация положений законопроекта позволит снизить избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, эксплуатирующие опасные производственные объекты, а также приведет к сокращению расходов таких субъектов, связанных с соблюдением требований промышленной безопасности, без снижения уровня безопасности на эксплуатируемых ими опасных производственных объектах.
Законопроект содержит актуализированные и адаптированные к современным условиям ведения предпринимательской деятельности и уровню развития технологий обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. За нарушение указанных требований действующим законодательством установлена уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность. Законопроект не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение требований в области промышленной безопасности.
Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных таким органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах" не потребует увеличения расходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Реализация положений проекта федерального закона будет осуществляться в пределах установленной предельной численности работников органов государственной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" в части эксплуатации зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах" (далее - законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации".
Обоснование: необходимость уточнения требований о наличии либо отсутствии экспертизы промышленной безопасности на соответствующие объекты для целей определения соответствия лицензионным требованиям, необходимость уточнения категории экспертов в области промышленной безопасности, имеющих право на проведение технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и обследования зданий и сооружений на опасных производственных объектах, необходимость ограничения круга лиц, имеющих право проводить техническое диагностирование технических устройств, обследование технического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах по медицинским показаниям.
Срок подготовки: до 1 марта 2022 г.
Описание: уточнение требований о наличии либо отсутствии экспертизы промышленной безопасности на соответствующие объекты для целей определения соответствия лицензионным требованиям, исключение возможности возникновения неправомерных требований о проведении экспертизы промышленной безопасности соответствующих объектов при осуществлении контрольно-надзорной деятельности либо в ходе осуществления предпринимательской деятельности, уточнение категории экспертов в области промышленной безопасности, имеющих право на проведение технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и обследования зданий и сооружений на опасных производственных объектах, ограничение круга лиц, имеющих право проводить техническое диагностирование технических устройств, обследование технического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах по медицинским показаниям.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
В рамках указанного проекта постановления Правительства Российской Федерации будут внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:
постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1435 "О лицензировании деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения";
постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 1661 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте";
постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 г. N 509 "Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности";
постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2011 г. N 394 "Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией".
2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения обследования технического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах".
Обоснование: необходимость установления порядка проведения обследования технического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах в соответствии со статьей 1 законопроекта.
Срок подготовки: до 1 марта 2022 г.
Описание: установление порядка проведения обследования технического состояния зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и требования к его проведению".
Обоснование: необходимость установления порядка проведения технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и требований к его проведению в соответствии со статьей 1 законопроекта.
Срок подготовки: до 1 марта 2022 г.
Описание: установление порядка проведения технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и требований к его проведению.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
4. Приказ Ростехнадзора "О внесении изменения в Перечень областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности", утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 сентября 2015 г. N 355.
Обоснование: необходимость уточнения областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности, имеющих право на проведение технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и обследования зданий и сооружений на опасных производственных объектах в соответствии со статьей 1 законопроекта.
Срок подготовки: до 1 марта 2022 г.
Описание: уточнение областей аттестации экспертов в области промышленной безопасности, имеющих право на проведение технического диагностирования технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, и обследования зданий и сооружений на опасных производственных объектах в соответствии со статьей 1 законопроекта.
Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Ростехнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.