Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1144920-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов" (далее - законопроект) разработан в целях реализации подпункта 1.1 дорожной карты реализации суперсервиса "Цифровое исполнительное производство", которая утверждена протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 11 июля 2019 г. N 11.
Целями создания суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" являются: повышение осведомленности сторон исполнительного производства, повышение прозрачности работы судебного пристава по исполнительному производству для сторон исполнительного производства, упрощение процесса предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение, упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в Федеральную службу судебных приставов.
В целях реализации суперсервиса "Цифровое исполнительное производство" законопроектом предлагается включить в перечень общедоступных сведений, содержащихся в банке данных в исполнительном производстве, идентификационный номер налогоплательщика должника-организации.
В настоящее время порядка 50% исполнительных документов, поступающих в ФССП России, не содержат однозначного уникального идентификатора должника (указываются только ФИО, дата и место рождения). Судебному приставу-исполнителю приходится запрашивать необходимые сведения у налоговых органов, органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также у других органов, обладающих соответствующей информацией, что существенно увеличивает сроки исполнительного производства.
Законодательство Российской Федерации не предусматривает наличия у гражданина единого идентификатора. Для однозначной идентификации граждан используется ряд идентификаторов - паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика, страховой номер индивидуального лицевого счета и др.
Одной из причин возникновения ситуаций, связанных с ошибочной идентификацией должников по исполнительным производствам, является указание в исполнительных документах, выданных на основании судебных решений, ограниченного перечня идентификаторов, которых недостаточно для однозначной идентификации гражданина при исполнении органами и организациями, в первую очередь банками и работодателями, запросов и постановлений судебных приставов-исполнителей.
Ошибочная идентификация гражданина приводит к обращению взыскания на доходы, а также применению мер по ограничению в отношении имущества граждан, не являющихся должниками по исполнительным производствам.
Риски ошибочной идентификации частично будут минимизированы в результате реализации Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым расширен перечень требований, предъявляемых к исполнительным документам, а также закреплена необходимость указания в них одного из уникальных идентификаторов должника-гражданина (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).
В целях осуществления взаимодействия со сторонами исполнительного производства в электронном виде, а также недопущения ошибочной идентификации граждан законопроектом предлагается внести изменения в процессуальное законодательство и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе должны быть указаны дата и место рождения истца (взыскателя) и ответчика (должника).
Кроме того, законопроектом предусмотрено обязательное указание в заявлении о вынесении судебного приказа, судебном приказе, исковом заявлении и исполнительном документе одного из идентификаторов (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства) ответчика (должника).
При отсутствии у гражданина-взыскателя возможности указать в заявлении о вынесении судебного приказа, исковом заявлении дату и место рождения, один из идентификаторов ответчика (должника) на это указывается в заявлении и такая информация истребуется судом.
Законопроектом предусмотрено, что Федеральной службой судебных приставов в целях установления идентификаторов должника и взыскателя (страхового номера индивидуального лицевого счета, идентификационного номера налогоплательщика, серии и номера документа, удостоверяющего личность) на основании исполнительного документа у соответствующих органов могут запрашиваться указанные сведения с использованием государственных информационных систем. В целях уведомления должника и взыскателя у операторов связи могут запрашиваться номера телефонов должника и взыскателя. Указанные органы и организации предоставляют запрошенные сведения в течение одних суток с момента поступления запроса.
Также законопроектом предусмотрено использование единой системы межведомственного электронного взаимодействия для информационного обмена с банками и иными кредитными организациями, налоговыми органами, а также органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на имущество.
Законопроектом предусмотрена возможность автоматического принятия решений по вопросам возбуждения исполнительного производства, отказа в возбуждении исполнительного производства, окончания исполнительного производства, приостановления исполнительного производства, прекращения исполнительного производства, взыскания исполнительского сбора, установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов, наложения и снятия арестов, предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа, обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и (иные) доходы должника.
Реализация законопроекта будет способствовать повышению эффективности принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц, сокращению затрат бюджетных средств, связанных с вынесением судебными приставами-исполнителями процессуальных документов, а также обеспечению прав граждан на своевременное исполнение требований исполнительного документа.
Отлагательный срок вступления законопроекта в силу обусловлен необходимостью принятия нормативных правовых актов, направленных на его реализацию.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также негативно не отразится на достижении целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов" в части автоматизации процессов исполнительного производства будет осуществлена за счет средств, предусмотренных ФССП России по федеральному проекту "Цифровое государственное управление" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов" признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов не потребуется.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях цифровой трансформации принудительного исполнения исполнительных документов" (далее - Федеральный закон) потребует:
1. Внести изменения в следующие нормативные правовые акты:
а) постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2008 г. N 579 "О бланках исполнительных листов".
Ответственный исполнитель - Министерство юстиции Российской Федерации.
Соисполнитель - Министерство финансов Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов.
Планируемый срок подготовки - до 1 июня 2021 г.;
б) постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Ответственный исполнитель - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Соисполнитель - Федеральное казначейство, Федеральная служба судебных приставов.
Планируемый срок подготовки - до 1 июня 2021 г.;
в) приказ Казначейства России от 12 мая 2017 г. N 11н "Об утверждении Порядка ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах".
Ответственный исполнитель - Федеральное казначейство.
Планируемый срок подготовки - до 1 июня 2021 г.;
г) приказ Министерства финансов Российской Федерации от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации".
Ответственный исполнитель - Министерство финансов Российской Федерации.
Планируемый срок подготовки - до 1 июня 2021 г.
2. Разработать следующие нормативные правовые акты:
а) приказ Федеральной службы судебных приставов "Об утверждении требований к формату постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа".
Ответственный исполнитель - Федеральная служба судебных приставов.
Планируемый срок подготовки - до 1 июня 2021 г.;
б) приказ Федеральной службы судебных приставов "Об утверждении требований к формату уведомления об исполнении постановлений, изготовленных и (или) направленных для исполнения в форме электронного документа".
Ответственный исполнитель - Федеральная служба судебных приставов.
Планируемый срок подготовки - до 1 июня 2021 г.;
в) приказ Федеральной службы судебных приставов "Об утверждении вида электронной подписи и требований к форматам заявлений, ходатайств, объяснений, отводов и жалоб в форме электронного документа, а также результатов их рассмотрения в форме электронного документа".
Ответственный исполнитель - Федеральная служба судебных приставов.
Соисполнитель - Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Планируемый срок подготовки - до 1 июня 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.