Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1143914-7 "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) специальным составом правонарушения, связанным с нарушением ресурсоснабжающими организациями (далее - РСО) режима обеспечения и качества поставляемых коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления населению коммунальных услуг.
В случае нарушения нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами действующая редакция статьи 7.23 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Размер штрафа не индексировался, начиная с 2007 года.
Как показала правоприменительная практика размер штрафа, предусмотренный статьей 7.23 КоАП РФ, не является существенным для РСО. При этом небольшой размер штрафа за подобные нарушения для РСО порождает, с одной стороны - безответственность руководителей РСО, нарушающих качество поставляемого коммунального ресурса и установленные нормативы обеспечения населения коммунальными услугами, попытки перекладывания ответственности на управляющие компании (далее - УК), с другой стороны - многочисленные обоснованные жалобы граждан.
По данным Минстроя России в 2018 году выявлено 22 312 нарушений по статье 7.23 КоАП РФ, а по информации, полученной от 76 субъектов Российской Федерации за период 2014 - 2019 гг. - 28 117 административных правонарушений.
Опрос регионов показал, что основными правонарушителями по данной статье КоАП РФ являются именно РСО (в среднем 60-70%). При этом статистика показывает увеличение доли нарушений РСО с каждым годом. Так, например, доля РСО, подвергнутых наказанию в Новгородской области увеличилась с 14,3% (2014 год) до 90% (2018 год), а в Костромской области с 17,6%) (2014 год) до 100% (2019 год) и т.д. Соответственно, практика показывает, что санкция данной статьи не работает как превентивная мера от повторного нарушения законодательства.
Следует отметить, что невысокие штрафы позволяют РСО использовать непредоставление или некачественное предоставление коммунальных услуг, как инструмент взыскания задолженностей. Имеются случаи, когда РСО используют подобные незаконные способы взыскания задолженностей и в отношении управляющих компаний (далее - УК), при этом у жителей могут отсутствовать задолженности по платежам. Так, в 2017 году жители 74 домов в Краснодаре остались без горячей воды на срок от двух недель до четырех месяцев по причине долгов УК.
Как видно, РСО вместо исполнения своей обязанности по соблюдению прав и законных интересов потребителей, которые добросовестно исполняют свои обязанности по оплате соответствующего вида коммунальной услуги (информирования о неплатежах, проведение общего собрания собственников) просто отключили коммунальный ресурс, поскольку размер штрафа, предусмотренный за подобные незаконные действия для РСО меньше, чем долги жителей. По всей видимости, РСО подобным незаконным путем заставляют жителей погасить долги перед ними, лишая при этом жителей возможности проживать в нормальных условиях.
Принятие данного законопроекта является особо актуальным, поскольку нормами Федерального закона от 26 июля 2019 года N 214-ФЗ "О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" РСО запрещено уступать право взыскания задолженностей за коммунальные услуги третьим лицам (в т.ч. коллекторам) и РСО могут начать использовать вышеуказанные схемы незаконного взыскания задолженностей повсеместно.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края (письмо от 20 января 2020 года N 75-514/20-02-09) сообщает, что ресурсоснабжающими организациями достаточно часто допускаются случаи массового нарушения прав граждан на благоприятные условия проживания в жилых помещениях. Так, например, в 2018 году на территории города Краснодара было приостановлено предоставление коммунальной услуги по электроснабжению в период с 1 июня 2018 года по 31 июля 2018 года для 1241 жилого дома и для 42 многоквартирных домов.
Сообщения о нарушениях РСО поступают из многих регионов: в апреле 2018 года в Бурятии остались без тепла 70 инвалидов (https://gazetanl.ru/news/62882/?sphrase_id=4312714); в мае 2019 года жители Заволжского района (Тверская область) остались без горячей воды на срок, превышающий нормативный (https://vesti-tver.ru/dailynews/v-tveri-zhiteli-zavolzhskogo-rayonazhaluyutsya-na-otsutstvie-goryachey-vody/?sphrase_id=2511326); в ноябре 2019 года жители Кирова (Кировская область) на две недели остались без горячего водоснабжения и отопления при минусовой температуре (https://spravedlivo.center/articles/kirov-resursniki-ostavili-pyatietazhku-bez-tepla-igoryachej-vody-na-dve-nedeli/); в Томской области почти каждый год происходят случаи отключения горячего водоснабжения на срок от 3-х недель до 1,5 месяцев. Так, жители Томска почти 2 месяца оставались без горячего водоснабжения притом, что ночная температура в тот момент колебалась от 0 до +3 градусов (https://www.tomsk.kp.ru/daily/27035.7/4099281/).
Законопроект предлагает установить двухступенчатую систему санкций для РСО: при первом нарушении предусмотреть наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; при повторном нарушении на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Предлагаемые законопроектом размеры штрафов обусловлены тем фактом, что на сегодняшний день, для УК при аналогичном нарушении административная ответственность возникает по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, где установлены следующие меры ответственности:
1) наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
2) на индивидуальных предпринимателей - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет;
3) на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Таким образом, ответственность для УК за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами в разы больше, а обеспеченность их финансовыми ресурсами в разы меньше, поэтому представляется обоснованным увеличить размер штрафов для РСО. Вместе с тем, санкция за нарушение статьи 7.23 КоАП РФ для всех остальных нарушителей, за исключением РСО, остается прежней, так как под нее попадают такие некоммерческие объединения граждан как ТСЖ, ЖСК, СНТ и повышение штрафов прежде всего отразится на жителях, которые и так уже пострадали.
Предлагаемые изменения позволят обеспечить максимальную защиту прав потребителей, улучшить качество предоставляемых коммунальных услуг, а также привлечь к ответственности недобросовестные РСО.
Законопроект официально поддержали 76 субъектов Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не регламентирует вопросы, указанные в части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.