Заключение экспертно-консультативного совета фракции "Единая Россия" по совершенствованию законодательства по вопросам обеспечения жильем, развития ЖКХ и благоустройства
на проект федерального закона N 1146924-7 "О внесении изменений в статьи 7.6 и 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(инициатор - депутат Государственной Думы С.В. Бессараб)
Досье на проект федерального закона
Экспертно-консультативный совет фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по совершенствованию законодательства по вопросам обеспечения жильем, развития ЖКХ и благоустройства (далее - Совет), рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 7.6 и 7.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее соответственно - законопроект. Кодекс), подготовленному к внесению в Государственную Думу депутатом Государственной Думы С.В. Бессараб, сообщает следующее.
Законопроектом предлагается ужесточить предусмотренные Кодексом меры административной ответственности за самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (статья 7.6) и за самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (статья 7.20). При этом применительно к статье 7.6 Кодекса предусматривается повысить размеры административных штрафов только для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц. Для граждан установленные размеры штрафов не изменяются, в отношении должностных лиц максимально возможный размер штрафа законопроектом наоборот предлагается понизить с тридцати тысяч до пятнадцати тысяч рублей.
Совет считает, что такой подход требует дополнительного обсуждения и обоснования с точки зрения соразмерного применения мер административной ответственности в отношении всех субъектов правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 Кодекса. Следует также обратить внимание, что предлагаемый в этой статье значительный разрыв между минимальным и максимальным размером административного штрафа для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей), предоставит правоприменителю необоснованно широкую дискрецию при определении конкретного размера штрафа.
Учитывая указанные в пояснительной записке цели законопроекта, Совет обращает внимание, что ответственность за нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования предусмотрена статьями 8.13 и 8.14 Кодекса, в которые законопроектом изменения не вносятся.
В связи с тем, что законопроектом предлагается допустить возможность назначения за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.20 Кодекса, административного наказания в виде дисквалификации, необходимо учесть, что согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса такое наказание может быть назначено только судьей. Однако Кодекс (статья 23.1) не предусматривает рассмотрение судьями дел об указанном административном правонарушении.
Предлагаемое законопроектом повышение размеров административных штрафов необходимо соотнести с положениями части 1 статьи 3.5 Кодекса, внеся в нее соответствующие изменения.
Кроме того, учитывая неоднократно выраженную Конституционным Судом Российской Федерации правовую позицию о том, что размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов (в противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве), Совет полагает, что весьма существенное в соответствии с законопроектом повышение размеров административных штрафов за правонарушения, предусмотренные статьями 7.6 и 7.20 Кодекса, нуждается подкреплением статистической информацией, свидетельствующей об устойчивой тенденции роста количества именно этих правонарушений и, соответственно, о недостаточности установленных мер административной ответственности за их совершение.
Согласно статье 1.2 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" проекты федеральных законов о внесении изменений в Кодекс могут быть внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации только при наличии официальных отзывов Правительства Российской Федерации.
С учетом изложенного, Совет рекомендует законопроект к внесению в Государственную Думу при условии его доработки.
Руководитель |
С.А. Пахомов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.