Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1
Внести в Лесной кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 50, ст. 5278; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3597, 3599, 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 11, ст. 1261; N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441; 2011, N 1, ст. 54; N 25, ст. 3530; N 25, ст. 4590; 2012, N 26, ст. 3446; 2013, N 52, ст. 6961, 6971, 6980; 2014, N 11, ст. 1094; N 26, ст. 3377, 3386; N 30, ст. 4251; 2015, N 27, ст. 3997; N 29, ст. 4350, 4359; 2016, N 1, ст. 75; N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3875, 3887; 2018, N 1, ст. 55; N 24, ст. 3415; N 30, ст. 4547; N 32, ст. 5134, 5135; N 52, ст. 8100; N 53, ст. 8464; 2020, N 17, ст. 2725) следующие изменения:
1) статьи 16-18 признать утратившими силу;
2) дополнить статьей 19.1 следующего содержания:
"Статья 19.1. Мероприятия по лесоустройству
1. Мероприятия по лесоустройству осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с о статьями 81-84 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных частью 4 настоящей статьи.
2. Работы по осуществлению мероприятий по лесоустройству могут выполняться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, собственными силами или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
3. В случаях, если выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки таких работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом.
4. Мероприятия по лесоустройству в лесах, расположенных на землях лесного фонда, в том числе на лесных участках, предоставленных в пользование, осуществляются федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, в соответствии с планом проведения лесоустройства, предусмотренным статьей 67.2 настоящего Кодекса, собственными силами или с привлечением иных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг.
5. В случаях, если в отношении предоставленных в пользование лесных участков выполнение работ по таксации лесов, по проектированию мероприятий по сохранению лесов не предусмотрено утвержденным планом проведения лесоустройства, указанным в статье 67.2 настоящего Кодекса, выполнение таких работ осуществляется учреждениями, указанными в частях 2-4 настоящей статьи, и обеспечивается за счет заинтересованного лица в сроки, установленные лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
6. Включение в государственный лесной реестр лесоустроительной документации, подготовленной в результате выполнения работ, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, за счет заинтересованного лица, осуществляется в соответствии с порядком ведения государственного лесного реестра.";
3) части 3 и 4 в статьи 23 изложить в следующей редакции:
"3. Создание и упразднение лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, установление и изменение границ лесничеств и участковых лесничеств осуществляются решениями органов государственной власти, органов местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
4. Обязательным приложением к решению о создании лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, об установлении и изменении границ лесничеств и участковых лесничеств является графическое описание местоположения указанных границ, включающее в себя перечень координат характерных точек границ лесничеств и участковых лесничеств, подготовленное в соответствии со статьей 68.1 настоящего Кодекса.";
4) дополнить главой 1.1 следующего содержания:
"
Глава 1.1. Рубки и подсочка лесных насаждений
Статья 23.1. Рубки лесных насаждений
1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, первичную обработку, хранение древесины в лесу), в результате которых образуется древесина в виде лесоматериалов (хлыстов, обработанных и необработанных сортиментов и иных лесоматериалов).
2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, для заготовки древесины на лесосеке (территории, на которой расположены предназначенные для рубки лесные насаждения) допускается осуществление рубок:
1) спелых, перестойных лесных насаждений;
2) средневозрастных, приспевающих, спелых, перестойных лесных насаждений при осуществлении мероприятий по сохранению лесов;
3) лесных насаждений любого возраста на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов капитального строительства и возведения некапитальных строений и сооружений, предусмотренных статьями 13, 14 и 21 настоящего Кодекса, для выполнения работ, предусмотренных статьей 68.3 настоящего Кодекса.
3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
Статья 23.2. Лесосечные работы
1. Лесосечные работы состоят из подготовительных, основных и заключительных работ, связанных с рубками лесных насаждений при осуществлении различных видов использования лесов в соответствии с главой 2 настоящего Кодекса, а также при проведении мероприятий по сохранению лесов.
2. Лесосечные работы могут выполняться с использованием или без использования машин и (или) оборудования, в том числе машин и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины, и проводятся в соответствии с таксационным описанием лесосеки и технологической картой лесосечных работ.
3. Выполнение лесосечных работ без таксационного описания лесосеки, предусмотренного статьей 23.4 настоящего Кодекса, не допускается.
4. Подготовительные лесосечные работы выполняются с целью создания необходимых условий для безопасного осуществления рубок лесных насаждений, размещения лесных складов, иных объектов лесной инфраструктуры.
5. Основные лесосечные работы представляют собой совокупность технологических процессов, указанных в части 1 статьи 23.1 настоящего Кодекса.
6. Заключительные лесосечные работы представляют собой очистку лесосек и снос объектов лесной инфраструктуры.
7. Лесосечные работы выполняются в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по сохранению лесов.
8. После выполнения лесосечных работ в целях проверки соблюдения условий договора аренды лесного участка, права постоянного (бессрочного пользования), договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требований лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения, органом государственной власти, органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81-84 настоящего Кодекса, проводится осмотр места осуществления лесосечных работ (заключительный осмотр лесосеки), в результате которого составляется акт заключительного осмотра лесосеки.
9. Акт заключительного осмотра лесосеки составляется в форме электронного документа, в состав которого включаются материалы фотофиксации осмотра лесосеки, изготовленные с использованием специального программного обеспечения в соответствии с требованиями, установленными частью 6 статьи 19 настоящего Кодекса, и включается в состав отчета об использовании лесов, предусмотренного статьей 49 настоящего Кодекса. В случае, если границы территории, пройденной рубкой, отличаются от границ лесосеки, указанных в таксационном описании лесосеки, предусмотренном статьей 23.4 настоящего Кодекса, в акте заключительного осмотра лесосеки отражаются сведения о координатах характерных точек границ территории, пройденной рубкой.
10. Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их выполнения, предельные (максимальные) размеры лесосек, форма технологической карты лесосечных работ, форма акта и порядок заключительного осмотра лесосеки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
11. Перечень машин и (или) оборудования, предназначенных для рубки лесных насаждений, а также для вывоза из леса древесины, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.
Статья 23.3. Отвод и таксация лесосек
1. В целях осуществления рубок лесных насаждений и выполнения лесосечных работ, предусмотренных статьей 23.2 настоящего Кодекса, проводятся отвод и таксация лесосек.
2. При отводе лесосек на местности осуществляются определение координат и закрепление на местности характерных точек границ лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
3. Отвод лесосек без закрепления на местности границ лесосек допускается при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, очистке от захламления при проведении мероприятий по противопожарному обустройству лесов.
4. При отводе лесосек допускается рубка лесных насаждений в целях закрепления на местности границ лесосек и установки граничных столбов.
5. При таксации лесосеки определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке на соответствующей лесосеке.
6. На основе данных отвода и таксации лесосек составляется таксационное описание лесосеки в соответствии со статьей 23.4 настоящего Кодекса.
7. Отвод и таксация лесосек обеспечиваются лицами, использующими леса и осуществляющими лесосечные работы, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи.
8. Отвод и таксация лесосек в целях проведения лесосечных работ при заготовке древесины гражданами для собственных нужд, а также при проведении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса (в случаях, если осуществление соответствующих мероприятий не возложено в установленном порядке на лиц, использующих леса), обеспечиваются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.
9. Отвод и таксация лесосек в целях, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, могут осуществляться государственными (муниципальными) учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, самостоятельно либо с привлечением третьих лиц в порядке, предусмотренном законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
10. Выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек осуществляются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими в штате квалифицированных работников, прошедших аттестацию в области лесного хозяйства, включенных в реестр специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
11. Порядок отвода и таксации лесосек, условия и порядок аттестации специалиста на право выполнения работ и оказания услуг по отводу и таксации лесосек, а также порядок ведения реестра специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, перечень включаемых в него сведений и порядок предоставления информации из указанного реестра утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 23.4. Таксационное описание лесосеки
1. На основе данных отвода и таксации лесосек составляется таксационное описание лесосеки в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, и в срок не позднее пятнадцати дней до начала соответствующих лесосечных работ направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в органы государственной власти, органы местного самоуправления, определенные в соответствии с о статьями 81-84 настоящего Кодекса.
2. В случае направления таксационного описания лесосеки лицом, которое два раза и более за предыдущий год предоставляло недостоверные таксационные описания лесосеки, или в случае несоответствия таксационного описания информации о фактическом состоянии лесосеки, имеющейся в распоряжении у органа государственной власти, органа местного самоуправления, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, не позднее чем за пять дней до планируемого начала лесосечных работ таким органом проводится предварительный осмотр лесосеки.
3. В случае, если по итогам предварительного осмотра лесосеки данные таксационного описания лесосеки отличаются от фактического состояния лесосеки более чем на десять процентов по запасу и породному составу, в таксационное описание лесосеки вносятся изменения с приложением акта предварительного осмотра лесосеки.
4. В случае, указанном в части 3 настоящей статьи, органом государственной власти, органом местного самоуправления, определенными в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в течение десяти дней в государственный лесной реестр вносятся сведения о фактическом состоянии лесосеки.
5. В случае, если таксационное описание лесосеки не возвращено в установленном порядке направившему его лицу, такое таксационное описание считается принятым уполномоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, определенными в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
6. Состав сведений, включаемых в таксационное описание лесосеки, порядок его составления, форма таксационного описания лесосеки, требования к его формату в электронной форме, порядок проведения предварительного осмотра лесосеки, порядок составления и внесения изменений и форма акта предварительного осмотра лесосеки, а также порядок составления и форма уведомления о невозможности проведения лесосечных работ утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 23.5. Выборочные рубки и сплошные рубки лесных насаждений
1. Рубки лесных насаждений осуществляются в форме выборочных рубок или сплошных рубок.
2. Выборочными рубками являются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубается часть деревьев и кустарников.
3. Сплошными рубками признаются рубки, при которых на соответствующих землях или земельных участках вырубаются лесные насаждения с сохранением для воспроизводства лесов отдельных деревьев и кустарников или групп деревьев и кустарников или без такого сохранения с проведением последующих мероприятий по искусственному лесовосстановлению.
4. Осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии проектирования и последующего осуществления мероприятий по воспроизводству лесов на указанных лесных участках.
5. Запрещаются сплошные рубки в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Статья 23.6. Подсочка лесных насаждений
1. Подсочкой лесных насаждений является процесс нанесения на стволы деревьев хвойных пород, отдельных лиственных пород надрезов, а также процесс сбора живицы, древесных соков.
2. Допускается только подсочка лесных насаждений, расположенных на лесных участках, предоставленных для заготовки указанных в части 1 настоящей статьи лесных ресурсов.
3. Порядок проведения подсочки лесных насаждений определяется правилами заготовки живицы, а также правилами заготовки пищевых лесных ресурсов и правилами сбора лекарственных растений.";
5) статьи 29 и 29.1 изложить в следующей редакции:
"Статья 29. Заготовка древесины
1. Заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
2. Заготовка древесины осуществляется в эксплуатационных лесах, защитных лесах, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
3. Для заготовки древесины предоставляются в первую очередь погибшие, поврежденные и перестойные лесные насаждения.
4. Заготовка древесины осуществляется с применением способов и технологий первичной обработки древесины (в том числе сортиментная, хлыстовая заготовка древесины), определяемых в соответствии с правилами заготовки древесины.
5. Запрещается заготовка древесины в объеме, превышающем расчетную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастов рубок.
6. Возрасты рубок, порядок исчисления расчетной лесосеки, порядок определения видового (породного) и сортиментного состава древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. Перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
8. Граждане, юридические лица на лесных участках, предоставленных им в целях заготовки древесины, вправе осуществлять строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, лесных складов и других объектов капитального строительства, а также возведение объектов некапитального строительства, предназначенных для осуществления деятельности по заготовке древесины.
9. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
10. Предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается (за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины в соответствии с пунктами 2 и 3 части 3 статьи 73.1 и статьей 74 настоящего Кодекса), если таксация лесов, предусмотренная статьей 69.1 настоящего Кодекса, в отношении соответствующего лесного участка проведена более десяти лет назад (исходя из года подготовки имеющейся лесоустроительной документации соответствующего лесного участка).
11. Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 29.1. Особенности заготовки и продажи древесины отдельными категориями лиц
1. В случае, если федеральными законами допускается осуществление заготовки древесины федеральными государственными учреждениями, лесные участки, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться этим учреждениям для указанной цели в постоянное (бессрочное) пользование.
2. В исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
3. При осуществлении мероприятий, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, заготовка соответствующей древесины осуществляется на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 настоящего Кодекса контракта.
4. В лесничествах, расположенных на землях лесного фонда, допускается осуществление заготовки древесины юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относящимися в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, на основании договоров купли-продажи лесных насаждений.
5. К заготовке древесины, осуществляемой в соответствии с частями 2-4 настоящей статьи, часть 7 статьи 29 настоящего Кодекса не применяется.
6. Продажа древесины, заготовленной государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, при проведении мероприятий по сохранению лесов, осуществляется на организованных торгах, проводимых в соответствии с законодательством об организованных торгах.";
6) в части 3 статьи 49 слова "части 3 статьи 16" заменить словами "части 3 статьи 23.1";
7) в части 2 статьи 62 слова "частями 2 и 4 статьи 29.1" заменить словами "частью 3 статьи 29.1";
8) главу 5 изложить в следующей редакции:
"
Глава 5. Лесоустройство
Статья 67. Общие положения о лесоустройстве
1. Лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
2. Лесоустройство проводится на землях, указанных в части 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
3. Мероприятия по лесоустройству осуществляются инженерами-таксаторами, техниками-таксаторами, прошедшими аттестацию в области лесного хозяйства, включенными в реестр специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству, который ведется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Исполнителями работ по осуществлению таких мероприятий на основании государственных контрактов, заключаемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, могут быть организации, имеющие в штате не менее двух инженеров-таксаторов, техников-таксаторов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству в соответствии с настоящей статьей. При выполнении работ по осуществлению таких мероприятий численность инженеров-таксаторов и (или) техников-таксаторов должна соответствовать нормативам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
4. Квалификационные требования и порядок аттестации специалистов на право осуществления мероприятий по лесоустройству, порядок и случаи аннулирования выданных аттестатов, порядок ведения реестра специалистов, имеющих право на осуществление мероприятий по лесоустройству, состав включаемых в него сведений и порядок предоставления информации из указанного реестра утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
5. По результатам осуществления мероприятий по лесоустройству, предусмотренных статьей 68 настоящего Кодекса, составляется лесоустроительная документация в электронной форме, которая включается в состав сведений государственного лесного реестра.
Статья 67.1. Лесоустроительная инструкция
1. Лесоустройство проводится в соответствии с правилами, установленными лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (далее - лесоустроительная инструкция).
2. В лесоустроительной инструкции устанавливаются:
1) критерии установления зон освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, по степени интенсивности такого освоения, учитывающие существующее и планируемое освоение лесов, в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
2) периодичность и особенности выполнения работ по лесоустройству для каждой из зон освоения лесов;
3) порядок проектирования лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, установления их границ, в том числе в случае изменения их границ;
4) порядок проектирования и изменения эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, в том числе в случае установления и изменения границ земель, на которых они расположены;
5) нормативы площади участковых лесничеств, лесных кварталов;
6) критерии отнесения лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, а также нормативы их проектирования;
7) порядок проектирования и изменения особо защитных участков лесов, в том числе в случае установления и изменения границ земель, на которых они расположены;
8) признаки и нормативы выделения особо защитных участков лесов;
9) порядок закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, в том числе параметры квартальных просек, а также требования к квартальным и граничным столбам, иным лесоустроительным, лесохозяйственным, информационным знакам;
10) требования к таксации лесов, в том числе методы, разряды и способы таксации;
11) требования к нормативно-справочной информации, необходимой для проведения лесоустройства;
12) порядок проектирования мероприятий по сохранению лесов;
13) требования к форме и составу сведений, включаемых в лесоустроительную документацию, порядку ее подготовки, а также требования к формату лесоустроительной документации в электронной форме;
14) порядок осуществления контроля качества проведения лесоустройства и качества подготовки лесоустроительной документации;
15) случаи и порядок внесения изменений в лесоустроительную документацию;
16) технические требования при проведении лесоустройства и выполнении соответствующих работ по лесоустройству.
Статья 67.2. План проведения лесоустройства
1. Лесоустройство проводится в соответствии с планом проведения лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 статьи 19.1 настоящего Кодекса.
2. План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, подготавливается с учетом существующего и планируемого освоения лесов и зон такого освоения (в том числе в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов), определенных лесным планом субъекта Российской Федерации, предусмотренным статьей 86 настоящего Кодекса.
3. План проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на десятилетний период и размещается на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Планы проведения лесоустройства в отношении лесов, не указанных в части 3 настоящей статьи, утверждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии с о статьями 81-84 настоящего Кодекса.
5. Порядок подготовки и утверждения плана проведения лесоустройства, случаи, порядок и периодичность внесения в него изменений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 68. Содержание лесоустройства
1. Лесоустройство включает в себя следующие мероприятия:
1) проектирование лесничеств;
2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов;
3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов;
4) таксация лесов;
5) проектирование мероприятий по сохранению лесов.
2. Мероприятия по лесоустройству, указанные в части 1 настоящей статьи, могут проводиться комплексно, в различных сочетаниях или отдельно в отношении лесничества, участкового лесничества и (или) лесного участка.
3. Проектирование мероприятий по сохранению лесов осуществляется одновременно с таксацией лесов, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи.
4. Проектирование мероприятий по сохранению лесов может проводиться отдельно от таксации лесов по результатам проведенных не позднее чем за два года, предшествующих году проектирования таких мероприятий, лесопатологических обследований, государственного обустройстве, проводятся в соответствии с Федеральным законом 30 декабря 2015 года N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и мониторинга воспроизводства лесов, а также отнесения земель, предназначенных для лесовосстановления, к землям, на которых расположены леса.
5. Геодезические и картографические работы, проводимые при лесоустройстве, от пространственных данных и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
6. В случаях, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на лесных картах.
Статья 68.1. Проектирование лесничеств
1. Проектирование лесничеств осуществляется в предусмотренных статьей 23 настоящего Кодекса целях установления основных территориальных единиц управления лесами.
2. При проектировании лесничеств осуществляются:
1) определение площади и местоположения границ лесничеств;
2) проектирование участковых лесничеств (в случае принятия уполномоченным органом решения об их создании), определение площади и местоположения их границ;
3) определение местоположения границ лесных кварталов, подготовка проекта квартальной сети;
4) подготовка графического описания местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств, лесных кварталов, включающего в себя перечень географических координат характерных точек их границ.
3. Определение местоположения границ участковых лесничеств, лесных кварталов осуществляется с учетом нормативов площади участковых лесничеств, лесных кварталов, установленных лесоустроительной инструкцией.
Статья 68.2. Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и определение местоположения их границ
1. Проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях, предусмотренных статьями 10 и 12 настоящего Кодекса.
2. При проектировании эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляются:
1) проверка наличия оснований отнесения лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам, резервным лесам, выделения особо защитных участков лесов;
2) определение местоположения границ земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов в границах лесничеств, участковых лесничеств и (или) лесных участков;
3) определение категорий защитных лесов и границ земель, на которых они расположены;
4) подготовка графического описания местоположения границ земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, включающего в себя перечень географических координат характерных точек границ таких земель.
3. При проектировании эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов в приоритетном порядке осуществляется проектирование защитных и резервных лесов (при наличии оснований их проектирования).
4. Местоположение границ земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса (в том числе их категории), резервные леса, особо защитные участки лесов, определяется с учетом их нахождения в зонах с особыми условиями использования территорий, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, а также с учетом их нахождения в зеленых зонах и лесопарковых зонах, установленных в соответствии со статьей 114 настоящего Кодекса.
5. Порядок отнесения лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам (в том числе их категориям), резервным лесам, выделения особо защитных участков лесов, определения местоположения границ земель, на которых расположены такие леса и особо защитные участки лесов, а также критерии определения приоритетности проектирования категорий защитных лесов устанавливаются лесоустроительной инструкцией.
6. По результатам проектирования эксплуатационных лесов, защитных лесов (в том числе их категорий), резервных лесов, особо защитных участков лесов, органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьей 81 и пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса, принимают решения об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, защитным лесам (в том числе их категориям), резервным лесам, изменении вида лесов, о выделении и упразднении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ таких лесов и особо защитных участков лесов.
Статья 68.3. Закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов
1. Закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, осуществляется путем устройства квартальных просек, установления квартальных и граничных столбов, иных лесоустроительных, лесохозяйственных, информационных знаков в порядке, определенном лесоустроительной инструкцией, на основании проекта квартальной сети, подготовленного в ходе выполнения работ по лесоустройству.
2. Закрепление на местности местоположения границ участковых лесничеств, лесных участков и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, осуществляется на основании проекта квартальной сети, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 68.1 настоящего Кодекса, в рамках осуществления мероприятий по сохранению лесов, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса.
3. Древесина, полученная в ходе закрепления на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, особо защитные участки лесов, подлежит учету в соответствии со статьей 50.1 настоящего Кодекса.
Статья 69. Таксация лесов
1. Таксация лесов проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
2. При таксации лесов осуществляются:
1) выделение совокупностей лесных насаждений, однородных по породному составу, возрасту и продуктивности;
2) определение местоположения границ лесотаксационных выделов;
3) определение преобладающих и сопутствующих древесных пород, лесорастительных условий, состояния, диаметра, высоты и запаса лесных насаждений, состояния естественного возобновления древесных пород и подлеска, а также других характеристик лесных ресурсов.
3. Основной единицей учета количественных и качественных характеристик лесных ресурсов является лесотаксационный выдел.
4. При проведении работ по таксации лесов наземными методами производится фотофиксация соответствующих лесных насаждений, материалы которой включаются в состав лесоустроительной документации.
Статья 69.1. Проектирование мероприятий по сохранению лесов
1. Проектирование мероприятий по сохранению лесов, предусмотренных статьей 19 настоящего Кодекса, проводится в границах лесничеств, участковых лесничеств, лесных участков в целях определения видов и объемов соответствующих мероприятий, в том числе рубок лесных насаждений при вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений, уходе за лесами.
2. Требования к проектированию мероприятий по сохранению лесов устанавливаются лесоустроительной инструкцией.";
9) дополнить главой 5.1 следующего содержания:
"
Глава 5.1. Проектирование лесных участков
Статья 70. Проектирование лесных участков
1. При проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей, за исключением случая проектирования лесных участков в целях размещения линейных объектов.
2. Проектная документация лесных участков разрабатывается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
3. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков.
4. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов.
5. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии с лесохозяйственным регламентом и сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре.
6. Проектирование лесных участков осуществляется в границах лесничеств.
7. При предоставлении лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду (в случае заключения договора аренды лесного участка в соответствии с частью 3 статьи 73.1 настоящего Кодекса), безвозмездное пользование выполнение работ по подготовке проектной документации лесных участков может быть обеспечено заинтересованным лицом.
8. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса. Проектная документация лесного участка может быть направлена на утверждение в указанные органы с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
9. Срок действия решения об утверждении проектной документации лесного участка составляет два года.
10. Органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющими в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса полномочия по предоставлению лесных участков, может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации лесных участков.
11. Основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка являются:
1) несоответствие проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка, которые установлены в соответствии с частью 13 настоящей статьи;
2) несоответствие проектной документации лесного участка лесохозяйственному регламенту лесничества;
3) полное или частичное совпадение местоположения проектируемого лесного участка с местоположением лесного участка, проектируемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении проектной документации лесного участка;
4) подготовка проектной документации лесного участка с нарушением требований, предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
12. Не допускается требовать от заявителя согласования проектной документации лесного участка, не предусмотренного настоящим Кодексом.
13. Требования к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядок ее подготовки, а также требования к формату проектной документации устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
14. Подготовка документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков из состава земель лесного фонда в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации недвижимости в целях их предоставления в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование по заказу органов государственной власти, уполномоченных на предоставление таких лесных участков в соответствии с настоящим Кодексом, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в сфере лесоустройства в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.
15. Органы государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, в целях подготовки документов, на основании которых осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков из состава земель, указанных в пунктах 2-4 части 2 статьи 23 настоящего Кодекса, в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации недвижимости осуществляют закупки работ, услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.";
10) в части 4.1 статьи 75 слова "частью 4" заменить словами "частью 3";
11) в части 5 статьи 76 слова "частью 4" заменить словами "частью 3";
12) в части 1 статьи 78 слова "частью 4" заменить словами "частью 3";
13)в статье 81:
а) дополнить пунктами 1.1 и 1.2 следующего содержания:
"1.1) выдача аттестата специалиста, имеющего право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, и аннулирование такого аттестата в установленных случаях;
1.2) ведение реестра специалистов, имеющих право на выполнение работ и оказание услуг по отводу и таксации лесосек, предоставление информации из указанного реестра;";
б) пункт 9 признать утратившим силу;
в) пункт 10 изложить в следующей редакции:
"10) принятие решений о создании, об упразднении лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях, указанных в пунктах 1 и 2, в пункте 4 (в отношении особо охраняемых природных территорий федерального значения) части 2 статьи 23 настоящего Кодекса, а также об установлении и изменении их границ;";
г) дополнить пунктами 21.1 - 21.3 следующего содержания:
"21.1) организация работ по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены особо охраняемые природные территории федерального значения;
21.2) выдача аттестата специалиста, имеющего право на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству, и аннулирование такого аттестата в установленных случаях;
21.3) ведение реестра специалистов, имеющих право на выполнение работ по осуществлению мероприятий по лесоустройству, предоставление информации из указанного реестра.";
14) в статье 82:
а) в пункте 6.1 слова "частью 4" заменить словами "частью 3";
б) дополнить пунктом 7.4 следующего содержания:
"7.4) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов и лесных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, принятие решений о создании, об упразднении лесничеств и создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях, указанных в пункте 4 части 2 статьи 23 настоящего Кодекса (в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения), об установлении и изменении их границ;";
15) пункт 7 части 1 статьи 83 признать утратившим силу;
16) в статье 84:
а) часть 1 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:
"3.1) осуществление мероприятий по лесоустройству в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов;";
б) часть 1.1 изложить в следующей редакции:
"1.1. Органы местного самоуправления осуществляют принятие решений о создании, об упразднении лесничеств, создаваемых в их составе участковых лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов, об установлении и изменении их границ, а также осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, расположенных на землях населенных пунктов.";
17) часть 3 статьи 85 изложить в следующей редакции:
"3. Документом лесного планирования является лесной план субъекта Российской Федерации, подготавливаемый на основе лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре, документов территориального планирования, материалов государственной инвентаризации лесов.";
18) в статье 86:
а) часть 1 после слов "и зоны" дополнить словом "интенсивности";
б) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Лесной план субъекта Российской Федерации определяет зоны интенсивности освоения лесов из состава земель лесного фонда на основании критериев их зонирования, установленных лесоустроительной инструкцией.";
19) часть 4 статьи 87 изложить в следующей редакции:
"4. Лесохозяйственный регламент подготавливается на основе лесоустроительной документации, сведений, содержащихся в государственном лесном реестре и иных государственных реестрах, документов территориального планирования и составляется на срок до десяти лет.";
20) дополнить статьей 99.2 следующего содержания:
"Статья 99.2. Пребывание в лесах с машинами и (или) оборудованием
Пребывание в лесах с машинами и (или) оборудованием, предусмотренными частью 11 статьи 23.2 настоящего Кодекса, не связанное с осуществлением мероприятий по сохранению лесов, выполнением работ по лесоустройству, приравнивается к заготовке древесины.";
21) в статье 110:
а) в части 2 слова ", утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса" исключить;
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Обязательным приложением к решению об отнесении лесов к защитным лесам, эксплуатационным лесам, резервным лесам является подготовленное в соответствии со статьей 68 настоящего Кодекса графическое описание местоположения границ земель, на которых расположены защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса, включающее в себя перечень координат характерных точек границ таких земель.";
22) часть 1 статьи 116 дополнить словами "в пределах одного муниципального образования";
23) в части 8 статьи 119 слова "текстовое и" исключить.
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Проект федерального закона N 1147176-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и статьи 14 и 16 Федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.