Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1147902-7 "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество, подписанное в г. Москве 16 декабря 1996 года (далее - Соглашение), основанное на Типовом соглашении между Российской Федерацией и иностранными государствами об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, одобренном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 г. N 352 "О заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества", определяет порядок налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности, доходов от недвижимого имущества, доходов от работы по найму, гонораров директоров, доходов артистов и спортсменов. Соглашение содержит положения о недискриминации, об обмене информацией, а также устанавливает порядок осуществления взаимосогласительных процедур и устранения двойного налогообложения.
Во исполнение подпункта "в" пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам обращения Президента Российской Федерации к населению 25 марта 2020 г. в связи с ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции на территории страны, от 28 марта 2020 г. N Пр-586 (далее - поручение Президента) проводится работа по внесению изменений в соглашения об избежании двойного налогообложения, устанавливающих режим налогообложения у источника по ставке в размере 15 процентов доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых лицам, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также прекращении действия таких договоров в случае, если договоренности о внесении соответствующих изменений не будут достигнуты.
Объем выплат из Российской Федерации в Королевство Нидерландов составляет:
- за 2017 год в виде дивидендов - 271,9 млрд. рублей (сумма удержанного налога - 15,04 млрд. рублей), в виде процентов - 185,3 млрд. рублей (сумма удержанного налога - 52,4 млн. рублей);
- за 2018 год в виде дивидендов - 296,1 млрд. рублей (сумма удержанного налога - 8,1 млрд. рублей), в виде процентов - 116,8 млрд. рублей (сумма удержанного налога - 57,4 млн. рублей);
- за 2019 год в виде дивидендов - 182,8 млрд. рублей (сумма удержанного налога - 9,4 млрд. рублей), в виде процентов - 157,06 млрд. рублей (сумма удержанного налога - 12,5 млн. рублей).
В связи с тем, что через голландскую юрисдикцию осуществляются существенные выплаты доходов российского происхождения, во исполнение поручения Президента Министерством финансов Российской Федерации проведены переговоры с Министерством финансов Королевства Нидерландов по внесению изменений в Соглашение.
Российская сторона предложила Нидерландской стороне условия, аналогичные тем, которые были согласованы с Республикой Кипр, Великим Герцогством Люксембург и Мальтой.
Королевство Нидерландов не согласилось с предложением Российской Федерации, настаивая на расширении перечня доходов, облагаемых по пониженным ставкам.
Данное предложение Министерства финансов Королевства Нидерландов не могло быть согласовано Российской стороной, поскольку принятие данного подхода означало бы сохранение каналов вывода значительных финансовых ресурсов российского происхождения с территории Российской Федерации с применением пониженных налоговых ставок в отношении таких выплат.
Одновременно предложения Министерства финансов Королевства Нидерландов по сути размывают и делают недостижимым предполагаемый Российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также не позволяют выполнить поручение Президента.
Принимая во внимание, что в переговорах с Королевством Нидерландов компромисса достигнуть не удалось, Соглашение подлежит денонсации.
Возможность денонсации Соглашения предусмотрена статьей 31 Соглашения, в соответствии с которой Соглашение остается в силе до тех пор, пока не будет денонсировано одним из Договаривающихся Государств. Каждое из Государств может денонсировать Соглашение по дипломатическим каналам путем передачи уведомления о денонсации по крайней мере за шесть месяцев до окончания любого календарного года после истечения пяти лет с момента вступления в силу Соглашения. В таком случае Соглашение прекращает свое действие в отношении налоговых лет и периодов, начинающихся после окончания того календарного года, в котором передано уведомление о денонсации.
Таким образом, в случае направления Российской стороной уведомления о денонсации Соглашения в срок до 30 июня 2021 г., его действие прекратится с 1 января 2022 г.
В силу того, что Соглашение было ратифицировано Федеральным законом от 18 июля 1998 г. N 104-ФЗ, на основании статьи 36 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" предложения о прекращении действия международных договоров Российской Федерации, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации были приняты в форме федерального закона о ратификации, вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с проектом федерального закона о денонсации и с постановлением Правительства Российской Федерации, которым принято решение о прекращении действия международного договора.
В проекте федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - проект федерального закона) не содержится положений, устанавливающих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проект федерального закона не окажет влияния на реализацию государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"
Принятие и реализация Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" не потребуют расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"
Принятие Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество"
Принятие Федерального закона "О денонсации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Нидерландов об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.