Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1149512-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект призван увеличить годовой объем возводимого жилья по заключенным до 2015 года договорам аренды земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства путем внесения изменений в статью 34 федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" о введении упрощенного порядка повторного межевания земельных участков.
Прежде всего, это связано с тем, что технико-экономические показатели строящихся объектов жилой и иной застройки, показатели обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также нормативные показатели территориальной доступности указанных объектов для населения, предусматривались утверждёнными до 2015 года проектами планировки территории (ППТ) и проектами межевания территории (ПМ) с учетом действующих на тот момент градостроительных нормативов.
На основании утвержденных ППТ и ПМ были образованы земельные участки в границах совпадающих с границами элементов планировочной структуры (кварталов).
В отношении указанных земельных участков застройщиками была получена необходимая разрешительная документация на строительство объектов жилой и иной застройки, предусмотренных утвержденными ППТ и ПМ, в т.ч. для привлечения проектного финансирования и денежных средств участников долевого строительства.
В настоящее время одним из основных требований банка при выдаче проектного финансирования на строительство жилья и социальных объектов является в т.ч. требование об образовании отдельных земельных участков под каждым многоквартирным жилым домом или иным объектом недвижимости, включая социальные объекты (школы, детские садики, поликлиники).
В соответствии с положениями действующего законодательства для выполнения последующего межевания земельного участка в целях образования отдельных земельных участков под каждый объект капитального строительства необходимо вносить изменения в проект межевания, что влечет необходимость корректировки ранее утвержденной градостроительной документации (ППТ и ПМ), что занимает 1,5-2 года.
В ходе такой корректировки по формальному признаку должны также соблюдаться все действующие в настоящее время градостроительные нормативы, что влечет за собой необходимость перепроектирования объектов капитального строительства по которым ранее была получена необходимая разрешительная документация, получено проектное финансирование и привлечены денежные средства участников долевого строительства, остановку строительства многоквартирных жилых домов и социальных объектов, и как следствие, сокращение годового объема строительства и ввода в эксплуатацию.
Кроме того, часть земельных участков из которых необходимо образовывать земельные участки под каждый объект капитального строительства уже застроена, что делает технически невозможным корректировку ранее утвержденной градостроительной документации (ППТ и ПМ).
Важно отметить, что положениями Земельного кодекса РФ, одним из способов образования земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, помимо утверждения ПМ, является утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Указанная процедура является упрощенной, и занимает по времени 3-4 месяца, что позволяет оперативно осуществлять образование отдельного земельного участка под каждый объект капитального строительства.
Однако, согласно норм земельного законодательства данный способ образования земельных участков не может применяться в случае нахождения исходного земельного участка в границах утвержденного ПМ.
Предлагаемый законопроект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержит положения о введении упрощенного порядка (без внесения изменений в ПМ) повторного межевания земельных участков, предоставленных по заключенным до 01.03.2015 г. договорам аренды для его комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Упрощенный порядок, в частности, будет заключаться в следующем:
1) В возможности раздела земельного участка, образованного утвержденным ПМ в границах, совпадающих с границей элемента планировочной структуры (квартала), для образования земельного участка под каждым многоквартирным домом или иным объектом недвижимости, предусмотренным ППТ, на основании утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
2) В возможности не выполнять корректировку ППТ и ПМ, и приведения его в соответствии с изменившимися после даты утверждения ППТ и ПМ нормативными показателями обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и нормативными показателями территориальной доступности указанных объектов для населения, поскольку указанное практически невозможно в силу осуществления строительства объектов по ранее согласованной документации ППТ и наличия застроенной территории;
3) В необязательности проведения общественных обсуждений (публичных слушаний).
Предлагаемый упрощенный порядок повторного межевания земельных участков позволит значительно упростить и сократить процедуру образования земельных участков, и окажет значительную поддержку застройщикам в возможности увеличении годового объема возводимого жилья, а также в синхронизации строительства и ввода в эксплуатация жилья одновременно со строительством и вводом необходимых объектов социального обслуживания населения, что имеет важное значение для устойчивого социально-экономического развития застраиваемой территории.
На рассмотрении в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации отсутствуют законопроекты с аналогичным содержанием.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие настоящего проекта федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.