Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1149658-7 "О внесении изменения в статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" подготовлен в целях увеличения количества бюджетных мест и повышения доступности образования для молодежи.
Законопроектом предлагается увеличить с тридцати до тридцати пяти лет возраст лиц, проживающих в Российской Федерации, учитываемых при расчете количества бюджетных мест, финансовое обеспечение которых предусматривается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В настоящее время Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что высшее образование финансируется из федерального бюджета из расчета не менее чем восемьсот студентов на каждые десять тысяч человек в возрасте от семнадцати до тридцати лет, проживающих в Российской Федерации. Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации" определено, что к категории "молодежи" относятся лица от 14 до 35 лет включительно. При этом основным аргументом в пользу увеличения возраста молодежи была возможность воспользоваться мерами государственной поддержки, например, получить пособие на рождение ребенка как молодой семье, получить стипендию как молодому ученому или получить грант по результатам конкурса молодежных проектов. Таким образом, государство заявило об особой значимости молодежи как важнейшего стратегического ресурса общества, являющейся самой сильной двигательной силой развития государства, которой, согласно официальным статистическим данным, в России составляет более 40 млн. человек.
В современной России молодежь ценит образование и стремится получить как можно больше навыков и квалификаций в молодом возрасте, поскольку в настоящее время на рынке труда наиболее востребованы высококвалифицированные работники, обладающие большим объемом знаний, за которые работодатели готовы платить соответственно большее вознаграждение и предлагать профессиональное развитие. Согласно открытым данным различных исследований, спрос среди молодежи растет не только на первое высшее образование, но и на второе, и на третье.
Важно отметить, что современная общественная тенденция указывает на то, что как таковые возрастные границы для учебы "стерты" - все больше и больше людей всех возрастов стараются постоянно учиться на различных курсах, программах переподготовки и даже осваивают совершенно новые для себя профессии. Расширенные образовательные технологии позволяют получать образование и офлайн, и онлайн. Объективно можно говорить о том, что при наличии заинтересованности и финансовых возможностей любой гражданин может освоить широкий спектр образовательных программ.
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается расширить меры поддержки молодежи, увеличив гарантированный государством лимит бюджетных мест в ВУЗах за счет повышения возраста молодежи до 35 лет, и, тем самым, конкретизировать мероприятия, направленные на вовлечение большего количества молодых людей во все сферы жизни общества.
Принимая во внимание, что финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования осуществляется из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 000 человек, то дополнительно будет выделено более 1 млн. бюджетных мест. Согласно концепции законопроекта, сохраняется количество бюджетных мест, выделяемых исходя из возраста лиц от 17 до 30 лет включительно, а также предлагается выделять дополнительные бюджетные места исходя из возраста лиц от 31 до 35 лет включительно.
Представляется, что принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части повышения студенческого возраста позволит большему количеству молодых людей иметь возможность получения высшего образования и прохождения профессиональной подготовки, а также повысить уровень своих знаний, компетенций и уровень жизни в целом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребует дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета.
Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2020 г. численность населения Российской Федерации в возрасте от 30 до 34 лет включительно (в 2021 г. они стали на 1 год старше) составляла 12 633 143 человека.
Учитывая, что финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования осуществляется из расчета не менее чем 800 студентов на каждые 10 000 человек, то дополнительно требуется выделение 1 010 651 бюджетных мест (12 633 143/10 000 х 800 = 1 010 651).
Принимая во внимание направления подготовки, типы университетов, их места расположения, специфику специальности, финансирование из государственного бюджета одного бюджетного места составляет около 100 тыс. руб. Таким образом, финансовое обеспечение обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета дополнительно составит в 2021/2022 учебном году около 101,06 млрд. руб. (1 010 651 х 100 000 = 101 065 100 000).
Указанные средства должны быть учтены при подготовке изменений в федеральный бюджет на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов и при подготовке проекта федерального бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 100 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, дополнения, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.