Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1151014-7 "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьями 11 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять сбор и заготовку недревесных лесных ресурсов, за исключением елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников.
Упадок системы государственного управления лесами, ликвидация лесничеств, пожарных команд, противопожарной авиации, отсутствие регулярной очистки лесов от валежника, сухостоя привели к тому, что в современной России пожары стали национальным бедствием.
Федеральным законом от 18 апреля 2018 года N 77-ФЗ "О внесении изменения в статью 32 Лесного кодекса Российской Федерации" валежник был отнесен к недревесным лесным ресурсам, в результате чего с 1 января 2019 года россияне получили право свободно и бесплатно, то есть без внесения платы и оформления документов собирать валежник и использовать его для собственных нужд.
Предполагалось, что свободный сбор гражданами валежника для собственных нужд будет способствовать улучшению пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также позволит гражданам экономить значительные средства на отопление своих домов и возведение небольших строений.
Установление порядка заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд согласно части 4 статьи 33 Лесного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Как показала практика применения данной нормы Лесного кодекса Российской Федерации, многие регионы приняли нормативные акты, которые полностью исказили идею свободного сбора гражданами для собственных нужд никому не нужного лесного ресурса.
Например, некоторыми субъектами РФ были введены такие дополнительные условия, как учет собранного валежника до его вывоза из леса, сбор валежника только вручную без применения каких-либо инструментов, письменное сообщение о дате посещения леса для сбора валежника, ограничение длины валежника до одного метра, что не поддается разумному объяснению. При нарушении данных условий гражданам грозит не только административная, но в некоторых случаях и уголовная ответственность.
Многие эксперты полагают, что региональные перегибы возникли из-за отсутствия в Лесном кодексе Российской Федерации расшифровки понятия "валежник", а также более подробного правового регулирования процесса заготовки и сбора его гражданами для собственных нужд. Расшифровка понятия "валежник", которая содержится в приказе Минприроды России от 16 июля 2018 года N 325, по их мнению, является недостаточной.
Следует отметить, что согласно Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 июля 2020 года N 496 "Об утверждении Правил заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов" с 1 января 2021 года при заготовке валежника допускается применение ручного инструмента (ручных пил, топоров, легких бензопил).
С учетом изложенного, в целях устранения пробелов правового регулирования процесса заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд законопроектом вносятся изменения в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации, предусматривающие расшифровку понятия слова "валежник", отнесение к недревесным лесным ресурсам сухостоя с расшифровкой этого понятия, а также установление, что при заготовке и сборе гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд допускается применение ручного инструмента (ручных пил, топоров, легких бензопил).
Принятие законопроекта позволит ускорить очистку лесов в целях снижения их пожароопасности, а также оказать поддержку малообеспеченным гражданам, проживающим в сельской местности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 32 и 33 Лесного кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.