Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1148254-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Основной целью разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" (далее - законопроект), является приведение законодательства Российской Федерации в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и иными актами, составляющими право ЕАЭС.
В Российской Федерации вопросы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны (далее - СТЗ) в особых, свободных, специальных экономических зонах и приравненных к ним территориях (далее - СЭЗ) регулируются правом ЕАЭС и законодательными актами Российской Федерации, регулирующими применение таможенной процедуры СТЗ в Российской Федерации, к которым относятся Федеральные законы:
от 31 мая 1999 г. N 104-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Магаданской области";
от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации";
от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
от 29 ноября 2014 г. N 377-ФЗ "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя";
от 29 декабря 2014 г. N 473-ФЗ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации";
от 13 июля 2015 г. N 212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".
Каждый из указанных федеральных законов содержит механизм применения таможенной процедуры СТЗ, учитывающий специфику конкретного типа СЭЗ, в системной связи с нормами права ЕАЭС.
При этом правом ЕАЭС (глава 27 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. N 88 "О некоторых вопросах применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны") предусматривают упрощения порядка применения таможенной процедуры СТЗ (далее - упрощения).
В частности, предусмотрено, что в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, на территории СЭЗ допускается совершение любых операций, включая, потребление товаров иное, чем расходование (потребление) товаров при совершении операций по переработке товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ (далее - иное потребление товаров).
Для иного потребления товаров установлен упрощенный порядок завершения действия таможенной процедуры СТЗ и, соответственно, прекращения нахождения товаров под таможенным контролем.
Данное упрощение распространяется, в том числе на такие случаи иного потребления товаров как расходование (потребление) товаров при создании, эксплуатации, ремонте и реконструкции на территории ОЭЗ объектов недвижимости, эксплуатации и (или) техническом обслуживании оборудования, расходование в научных целях.
Также расширены возможности вывоза товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру СТЗ, с территории СЭЗ без завершения действия таможенной процедуры СТЗ.
Указанное упрощение распространяется, в том числе на случаи вывоза товаров с территории СЭЗ на остальную часть территории России для собственных производственных и технологических нужд, а также для совершения операций по переработке (обработке), изготовлению товаров.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения, направленные на формирование механизма завершения таможенной процедуры свободной таможенной зоны для отходов, полученных на территории Калининградской области, при их вывозе на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза.
Актами, составляющими право ЕАЭС, предусмотрено, что ряд вопросов, связанных с практической реализацией упрощений, регулируется в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС.
Законопроект направлен, в том числе на формирование законодательных оснований для нормативного правового регулирования указанных вопросов.
Помимо упрощений акты, составляющие право ЕАЭС, содержат большое количество отсылочных к законодательству государств - членов ЕАЭС норм, касающихся применения таможенной процедуры СТЗ.
Анализ правоприменительной практики свидетельствует о том, что для формирования полноценного механизма регулирования вопросов применения в Российской Федерации таможенной процедуры СТЗ, в том числе в части упрощений требуется комплексная переработка указанных шести федеральных законов в части вопросов применения таможенной процедуры СТЗ.
Принятие законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов имеющих разрешительный характер. Законопроект не содержит положений, которыми устанавливаются, изменяются или отменяются обязательные требования.
Реализация мероприятий, предусмотренных законопроектом и предлагаемых в нем решений, не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности и бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в сфере установленных функций.
Законопроект не оказывает влияние на доходы или расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находятся на рассмотрении проекты федеральных законов, аналогичные законопроекту по своему содержанию.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союза, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации" (далее - закон) потребует признания утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2016 г. N 975 "Об определении состава сведений представляемой в таможенные органы предварительной информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы Евразийского экономического союза, необходимой для осуществления таможенного, транспортного, санитарнокарантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток".
Принятие закона потребует внесения изменений в:
приказ ФТС России от 28 июля 2009 г. N 1351 "Об утверждении формы отчетности о товарах, ввезенных на территорию Калининградской области в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, применяемым в Калининградской области, и порядка представления в таможенный орган отчетности по таким товарам";
приказ ФТС России от 23 июня 2011 г. N 1327 "Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зона, и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах";
приказ ФТС России от 26 марта 2012 г. N 566 "Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории особых экономических зон и вывозимых с территорий особых экономических зон, и порядка идентификации";
приказ ФТС России от 21 мая 2012 г. N 965 "О таможенных органах, правомочных регистрировать таможенные декларации";
приказ ФТС России от 11 февраля 2013 г. N 228 "Об утверждении Порядка уничтожения на территории особых экономических зон или вывоза с территорий особых экономических зон в целях уничтожения товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) упаковки и упаковочных материалов";
приказ ФТС России от 25 марта 2013 г. N 565 "Об утверждении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Магаданской области, порядка их заполнения и порядка представления таможенному органу отчетности о таких товарах";
приказ ФТС России от 30 апреля 2015 г. N 817 "Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории особой экономической зоны и требований к обустройству и оборудованию земельных участков, предоставленных резидентам особой экономической зоны, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 37.2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации", а также порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на территории особой экономической зоны, включая порядок доступа лиц на такую территорию";
приказ ФТС России от 9 июня 2015 г. N 1116 "Об установлении порядка учета товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на участках территорий опережающего социально-экономического развития, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на участках территорий опережающего социально-экономического развития, форм отчетности о таких товарах, порядка заполнения этих форм и порядка и сроков представления в таможенный орган отчетности о таких товарах";
приказ ФТС России от 13 октября 2015 г. N 2034 "Об определении Требований к оборудованию и обустройству участка территории опережающего социально-экономического развития для целей таможенного контроля";
приказ Минфина России от 10 марта 2016 г. N 22н "Об утверждении Порядка проведения таможенными органами идентификации иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны";
приказ Минфина России от 21 марта 2016 г. N 30н "Об утверждении порядка представления заявителем сведений и документов, необходимых для выдачи заключений об идентификации иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в товарах, изготовленных (полученных) на территории Калининградской области с использованием таких иностранных товаров, перечня таких сведений и документов, а также формы и порядка оформления, выдачи и аннулирования заключений";
приказ Минфина России от 22 апреля 2016 г. N 53н "Об утверждении требований к обустройству и оборудованию территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны";
приказ Минфина России от 13 мая 2016 г. N 61н "Об утверждении Порядка совершения таможенных операций при проведении идентификации товаров Евразийского экономического союза, ввозимых на территорию особой экономической зоны с остальной части таможенной территории Евразийского экономического союза, и совершения таможенных операций при обратном вывозе таких товаров с территории особой экономической зоны на остальную часть таможенной территории Евразийского экономического союза";
приказ Минфина России от 8 июня 2016 г. N 79н "Об установлении форм отчетности о товарах, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории свободного порта Владивосток, и товарах, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории свободного порта Владивосток, порядка заполнения этих форм и порядка и сроков представления в таможенный орган отчетности о таких товарах";
приказ Минфина России от 9 июня 2016 г. N 81н "Об утверждении порядка обеспечения контрольно-пропускного режима на портовых участках или логистических участках свободного порта Владивосток, включая порядок доступа лиц на такие участки";
приказ Минфина России от 15 июня 2016 г. N 83н "Об утверждении Порядка ввоза, вывоза и хранения товаров, помещенных за пределами портовых участков и логистических участков под таможенные процедуры, применимые к вывозимым товарам, на территории портовых участков и логистических участков свободного порта Владивосток";
приказ Минфина России от 20 июня 2016 г. N 88н "Об утверждении порядка уничтожения на территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, и вывоза с территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях уничтожения пришедших в негодность товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и (или) товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также ввезенных вместе с товарами на территорию свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, упаковки и упаковочных материалов, полностью или частично утративших свое первоначальное предназначение и свои потребительские свойства";
приказ Минфина России от 18 июля 2016 г. N 114н "Об утверждении порядка учета резидентами свободного порта Владивосток товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в случае применения на территории свободного порта Владивосток, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, автоматизированной системы учета товаров";
приказ Минфина России от 22 июля 2016 г. N 119н "Об установлении порядка ведения учета товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, и товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, форм отчетности о таких товарах, порядка заполнения этих форм и порядка и сроков представления в таможенный орган отчетности о таких товарах";
приказ Минфина России от 31 августа 2016 г. N 147н "Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, включая транспортные средства, ввозимых (ввезенных) на территории портовых особых экономических зон или на территории портовых (логистических) участков свободного порта Владивосток и вывозимых с территорий портовых особых экономических зон или с территорий портовых (логистических) участков свободного порта Владивосток";
приказ Минфина России от 31 августа 2016 г. N 148н "Об утверждении Порядка и технологий совершения таможенных операций в отношении товаров, в том числе транспортных средств, ввозимых (ввезенных) на участки территории опережающего социально-экономического развития или на участки свободного порта Владивосток, на которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны (за исключением участков свободного порта Владивосток, в пределах которых применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная для портовой особой экономической зоны или логистической особой экономической зоны), и вывозимых с таких участков".
Целью проектов актов является приведение положений указанных актов в соответствие с законом.
Предметом регулирования проектов актов являются отношения, связанные с применением в Российской Федерации таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Срок подготовки - в течение одного года с даты вступления закона в силу.
Исполнители - федеральные органы исполнительной власти в соответствии с установленной компетенцией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.