Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1150605-7 "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона (далее - законопроект) разработан в целях своевременного блокирования нелегального распространения рекламы алкогольной продукции, в том числе поддельной, в сети "Интернет", наносящей вред здоровью граждан.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в сети "Интернет" (п. 8 ч. 2 ст. 21).
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются дистанционным способом (пп. 14 п. 2 ст. 16).
Несмотря на имеющиеся запреты, нелегальный рынок продажи алкоголя в сети "Интернет" продолжает расти, реклама алкогольной продукции практически беспрепятственно и во многом безнаказанно распространяется среди интернет-пользователей.
По оценкам специализирующейся на кибербезопасности компании Group-IB, нелегальные продажи алкоголя в "Интернете" в России за 2018 год выросли на 23%, до 2,1 млрд руб. Эксперты обнаружили 4 тыс. сайтов, торговавших алкоголем через "Интернет" в 2018 году, в 2017 году они фиксировали 3 тыс. подобных сайтов... Как отметили эксперты Group-IB в своем исследовании нелегальной интернет-торговли алкоголем, ужесточение контроля по блокировке сайтов не решает проблему, поскольку приводит к созданию сетей аффилированных доменов, "зеркал", которые при блокировке основного ресурса переводят пользователя в магазин. 1
Анализ сведений о выполнении мероприятий плана деятельности Роскомнадзора за 3 квартал 2019 года показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2018 года наблюдается увеличение количества обращений по линии онлайн-торговли алкоголем на 5%. 2
Между тем реклама алкоголя в "Интернете" не сводится к распространению информации о возможности его приобретения дистанционным способом, но также включает в себя привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (понятие рекламы в федеральном законодательстве введено п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе").
В настоящее время основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие запрещенную информацию, в отношении информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, во внесудебном порядке является решение Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (пп. "е" п. 1 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пп. "а" п. 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 N 1101).
За время реализации указанных полномочий, по состоянию на 20.02.2020, Росалкогольрегулированием принято 7 741 решение о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации, 1601 интернет-ресурс внесен в ЕАИС Единый реестр (заблокирован), 6140 интернет-ресурсов разблокированы после удаления запрещенной информации и (или) ограничения доступа к интернет-ресурсу. Судами, по материалам административных дел территориальных органов Росалкогольрегулирования, вынесено 82 постановления о привлечении владельцев интернет-ресурсов к административной ответственности по ч. 8 ст. 13.15 КоАП РФ (письмо Росалкогольрегулирования от 21.02.2020 N 2997/01-03).
Блокировка интернет-ресурсов, содержащих нелегальную рекламу алкоголя, возможна только по решению суда (п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"), однако на практике данная норма не реализуется, несмотря на то, что реклама алкоголя в сети "Интернет" законом не допускается.
В настоящее время Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и ее территориальные органы не ведут статистики как по количеству выявленных нарушений запрета на размещение рекламы алкоголя в "Интернете" (п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе"), так и по количеству наложенных административных штрафов по указанным фактам и их общей сумме. Вместе с тем в 2018 году ФАС России и его территориальные органы возбудили 113 дел по признакам нарушения требований ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе", в 2019 году - 141 дело. При этом ФАС России высказала озабоченность вопросом необходимости эффективного пресечения размещения (распространения) ненадлежащей рекламы в сети "Интернет" путем установления возможности внесудебной блокировки интернет-ресурсов, соответствующий законопроект ФАС разрабатывается (письмо ФАС России от 02.03.2020 N ИА/15774-ПР/20).
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается внести изменения в статью 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", наделив уполномоченный федеральный орган исполнительной власти полномочиями принимать решения о включении в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в отношении распространяемой посредством сети "Интернет" информации, содержащей рекламу алкогольной продукции.
------------------------------
1 https://www.rbc.ru/business/13/06/2019/5cff9d269a7947ed04b289dc
2 https://rkn.gov.ru/plan-and-reports/reports/p449/
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.