Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1150491-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона (далее - законопроект) разработан в целях уравнивания административной ответственности за нарушение рекламодателем, рекламораспространителем или рекламопроизводителем запрета на размещение рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и административной ответственности за нарушение запрета на распространение информации о розничной продаже алкоголя в информационно-коммуникационных сетях дистанционным способом.
В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама алкогольной продукции не должна размещаться в сети "Интернет" (п. 8 ч. 2 ст. 21).
Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются дистанционным способом (пп. 14 п. 2 ст. 16).
Несмотря на имеющиеся запреты, нелегальный рынок продажи алкоголя в сети "Интернет" продолжает расти, а реклама алкогольной продукции практически беспрепятственно и во многом безнаказанно распространяется среди интернет-пользователей.
По оценкам специализирующейся на кибербезопасности компании Group-IB, нелегальные продажи алкоголя в "Интернете" в России за 2018 год выросли на 23%, до 2,1 млрд руб. Эксперты обнаружили 4 тыс. сайтов, торговавших алкоголем через "Интернет" в 2018 году, в 2017 году они фиксировали 3 тыс. подобных сайтов... Как отметили эксперты Group-IB в своем исследовании нелегальной интернет-торговли алкоголем, ужесточение контроля по блокировке сайтов не решает проблему, поскольку приводит к созданию сетей аффилированных доменов, "зеркал", которые при блокировке основного ресурса переводят пользователя в магазин. 1
Анализ сведений о выполнении мероприятий плана деятельности Роскомнадзора за 3 квартал 2019 года показывает, что по сравнению с аналогичным периодом 2018 года наблюдается увеличение количества обращений по линии онлайн-торговли алкоголем на 5%. 2
Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) неоднократно выявлялись интернет-ресурсы, содержащие предложения о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом путем совершения притворных сделок ("аренда алкоголя", "алкоголь в подарок" и т.п.). По состоянию на 20.02.2020, Росалкогольрегулированием принято 7 741 решение о наличии на страницах сайтов в сети "Интернет" запрещенной информации, 1601 интернет-ресурс внесен в ЕАИС Единый реестр (заблокирован), 6140 интернет-ресурсов разблокированы после удаления запрещенной информации и (или) ограничения доступа к интернет-ресурсу. Судами, по материалам административных дел территориальных органов Росалкогольрегулирования, вынесено 82 постановления о привлечении владельцев интернет-ресурсов к административной ответственности по ч. 8 ст. 13.15 КоАП РФ (письмо Росалкогольрегулирования от 21.02.2020 N 2997/01-03).
Между тем реклама алкоголя в "Интернете" не сводится к распространению информации о возможности его приобретения дистанционным способом, но также включает в себя привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (понятие рекламы в федеральном законодательстве введено п. 1 ст. 3 Федерального закона "О рекламе").
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) и ее территориальные органы не ведут статистики как по количеству выявленных нарушений запрета на размещение рекламы алкоголя в "Интернете" (п. 8 ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе"), так и по количеству наложенных административных штрафов по указанным фактам и их общей сумме. Вместе с тем в 2018 году ФАС России и его территориальные органы возбудили 113 дел по признакам нарушения требований ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О рекламе", в 2019 году - 141 дело. При этом ФАС России высказала озабоченность вопросом необходимости эффективного пресечения размещения (распространения) ненадлежащей рекламы в сети "Интернет" путем установления возможности внесудебной блокировки интернет-ресурсов, соответствующий законопроект ФАС разрабатывается (письмо ФАС России от 02.03.2020 N ИА/15774-ПР/20).
В настоящее время Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) установлена различная степень ответственности за распространение в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции (ч. 8 ст. 13.15), и за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем, рекламораспространителем законодательства о рекламе (ст. 14.3), в том числе запрета на рекламу алкоголя в "Интернете".
При этом в статье 14.3 КоАП РФ отсутствует особенная часть об ответственности за нарушение запрета на рекламу алкоголя в "Интернете". Вследствие этого правонарушитель - рекламодатель, рекламораспространитель, рекламопроизводитель (в случаях, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине) несет ответственность на общих основаниях за нарушение законодательства о рекламе (ч. 6-8 ст. 38 Федерального закона "О рекламе"), хотя, например, за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей установлены особенные размеры административных штрафов (ч. 4 ст. 14.3.1 КоАП РФ).
Одновременно для нарушителей запрета на распространение информации о дистанционной розничной продаже алкоголя в "Интернете" - юридических лиц установлена более легкая ответственность (ч. 8 ст. 13.15) по сравнению с юридическими лицами - нарушителями законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ).
Таким образом, широкий круг лиц - граждан и должностных лиц - рекламодателей, рекламораспространителей, рекламопроизводителей рекламы алкоголя в "Интернете", в том числе косвенной рекламы, которые, по сути, умышленно участвуют в процессе распространения информации о продаже алкоголя в информационно-коммуникационных сетях дистанционным способом, несут при этом административную ответственность более легкую, нежели граждане и должностные лица, непосредственно нарушающие запрет на дистанционную продажу алкоголя в "Интернете". Для юридических лиц, напротив, предусмотрено более строгое наказание за нарушение законодательства о рекламе алкоголя в "Интернете" по сравнению с наказанием за нарушением запрета на распространение информации о продаже алкоголя дистанционным способом в информационно-коммуникационных сетях.
Представляется, что сложившаяся ситуация не способствует достижению цели правового регулирования - полного и комплексного запрета на рекламу алкоголя и его дистанционной розничной продажи посредством информационно-коммуникационных сетей, равной ответственности всех нарушителей запрета за совершенные действия. Привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке любым способом и в любой форме, включая скрытую рекламу, составляет неотъемлемую часть процесса распространения информации о дистанционной розничной продаже алкоголя в "Интернете".
Учитывая изложенное, законопроектом предлагается:
внести изменение в часть 8 статьи 13.15 КоАП РФ, повысив верхний предел административного штрафа для юридических лиц за распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, с 300 ООО до 500 ООО рублей, то есть уравняв его с верхним пределом штрафа для юридических лиц за нарушение законодательства о рекламе (ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ);
внести изменение в статью 14.3 КоАП РФ, дополнив ее частью 7, в которой установить размеры административных штрафов за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем установленного федеральным законом запрета на размещение рекламы алкогольной продукции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", аналогичные размерам штрафов, устанавливаемых частью 8 статьи 13.15 КоАП РФ за нарушение запрета на распространение информации о розничной продаже алкоголя в информационно-коммуникационных сетях дистанционным способом (для граждан в размере от 3 ООО до 5000 руб. (сейчас - от 2000 до 2500 руб.); для должностных лиц - от 20 000 до 40 000 руб. (сейчас - от 4 000 до 20 000 руб.); для юридических лиц - от 100 000 до 500 000 руб.).
------------------------------
1 https://www.rbc.ru/business/13/06/2019/5cff9d269a7947ed04b289dc
2 https://rkn.gov.ru/plan-and-reports/reports/p449/
------------------------------
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" потребует внесение изменений в Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.