Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1150393-7 "О внесении изменений в статьи 20 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - проект федерального закона) разработан в целях устранения имеющихся неопределенностей при рассмотрении вопросов реализации прав льготных категорий граждан на проезд на безвозмездной основе при следовании в медицинские, санаторно-курортные и оздоровительные организации.
Согласно пункту 5 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон N 76-ФЗ) офицеры, уволенные с военной службы по льготным основаниям имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом на лечение в медицинской организации в стационарных условиях в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии или в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации и обратно (один раз в год). Такое же право на проезд имеют и члены семей указанных офицеров при следовании в санаторно-курортные организации и оздоровительные организации, а также прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более.
Первая неопределенность касается отнесения ограничения "(один раз в год)" - числа проездов в течение одного года к общему количеству проездов в медицинские организации в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии (ВВК) или только к проезду в санаторно-курортные и оздоровительные организации - один раз в год.
Согласно пункту 7 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565, в целях обеспечения реализации права военнослужащих, лиц, прошедших военную службу, и сотрудников, а также членов их семей на проезд на безвозмездной основе ВВК выносит заключение о необходимости лечения в стационарных условиях офицера, уволенного с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которого в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более - независимо от основания увольнения.
Таким образом, право на проезд на безвозмездной основе в медицинскую (военно-медицинскую) организацию на лечение в стационарных условиях предоставляется только при наличии заключения ВВК. При этом для реализации данного права проезда в санаторно-курортные и оздоровительные организации соответствующего заключения не требуется.
Учитывая изложенное, право на проезд на безвозмездной основе в медицинскую (военно-медицинскую) организацию на лечение в стационарных условиях предоставляется по необходимости при наличии соответствующего заключения ВВК, а указанное право проезда в санаторно-курортные и оздоровительные организации предоставляется один раз в год.
Предлагаемый проект федерального закона обеспечит четкое трактование права на проезд офицерам, уволенным с военной службы, на безвозмездной основе в медицинскую (военно-медицинскую) организацию в соответствии с количеством выданных им заключений ВВК, а также реализовывать право на проезд на санаторно-курортное лечение (оздоровление) один раз в год.
Вторая неопределенность касается используемого в пункте 5 статьи 20 Федерального закона N 76-ФЗ понятия "оздоровительные организации".
Статус "санаторно-курортных организаций" определен в Федеральном законе от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", согласно которому, санаторно-курортные организации, осуществляющие лечебный процесс, имеют статус лечебно-профилактических организаций, и функционируют на основании предоставленной в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на осуществление медицинской деятельности. Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, установлены виды санаторно-курортных организаций.
Понятие "оздоровительные организации" в законодательстве Российской Федерации отсутствует.
Сложившаяся ситуация приводит к значительной неопределенности при рассмотрении вопросов оплаты проезда военных пенсионеров и членов их семей в установленных законодательством случаях.
Так, согласно общепринятому пониманию, оздоровление - это комплекс мероприятий, направленных на улучшение физического и психологического самочувствия людей, который ведет к укреплению здоровья в целом. Таким образом, фитнес и спортивные центры, залы, клубы, отели, банные комплексы, и прочие организации, имеющие в своем распоряжении какие-либо инструменты улучшения самочувствия людей, в том числе расположенные за пределами территории Российской Федерации, могут быть отнесены к оздоровительным организациям. При этом деятельность указанных организаций лицензированию не подлежит, что вызывает сомнения в качестве оказываемых в данных организациях услуг, и, в некоторых случаях, не может быть отнесено к предоставлению льготного санаторно-курортного лечения военных пенсионеров.
Вместе с тем, в Порядке санаторно-курортного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденном приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 марта 2011 г. N 333 санатории, дома отдыха, базы отдыха Министерства обороны Российской Федерации в целом именуются санаторно-курортными организациями. Данная позиция подтверждена также письмом Минздрава России от 23 июня 2005 года N 2889-ВС, в котором указывается, что пансионаты, дома отдыха, а также детские лагеря могут быть отнесены к оздоровительным организациям.
Таким образом, предлагаемая редакция пункта 5 статьи 20 Федерального закона N 76-ФЗ позволит упорядочить предоставление военным пенсионерам и членам их семей права на проезд на безвозмездной основе в санаторно-курортные организации.
Третья неопределенность касается формулировки абзаца тринадцатого пункта 4 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ, затрудняющей его понимание в целом.
Согласно действующей редакции абзаца тринадцатого пункта 4 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ, за членами семей военнослужащих, потерявшими кормильца, родителями, достигшими пенсионного возраста, и родителями-инвалидами старших и высших офицеров, погибших (умерших) в период прохождения ими военной службы, а также старших и высших офицеров, погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более, сохраняется право на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.
Перечисление категорий граждан через запятую затрудняет понимание действительного перечня категорий граждан, за которыми сохраняется право на указанные социальные гарантии.
Кроме этого, в действующей редакции абзаца тринадцатого пункта 4 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ в отношении граждан указанных льготных категорий употреблена формулировка "сохраняется право".
При этом, в случае буквального толкования формулировки "сохраняется право" приведенная норма смысла не имеет, так как родителям старших и высших офицеров при жизни офицеров указанные льготы не предоставляются.
Приведенная норма в действующей редакции подразумевает наличие, а не сохранение за указанными лицами права на социальные гарантии по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно.
Законопроектом предлагается действующую редакцию абзаца тринадцатого пункта 4 статьи 24 Федерального закона N 76-ФЗ признать утратившей силу и конкретизировать категории граждан, которым предоставляется право по оказанию медицинской помощи, санаторно-курортному лечению, проезду к месту этого лечения и обратно в новых абзацах указанного пункта.
Проектом федерального закона вносятся юридико-технические правки. Реализация законопроекта не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Расходы, связанные с предоставлением социальных гарантий (оказание медицинской помощи, санаторно-курортное лечение, проезд на безвозмездной основе в медицинские и санаторно-курортные организации и обратно), предоставляемые лицам, проходившим военную службу, и членам их семей на основании Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", осуществляются за счет и в пределах средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти на указанные цели.
По состоянию на 1 января 2018 г. количество граждан, имеющих право на медицинское и санаторно-курортное обеспечение от Минобороны России, составляет 818 084 человека.
Из них в 2017 г. правом на проезд на стационарное лечение, в санаторно-курортные и оздоровительные организации воспользовались 60 289 человек, что составляет 7,5 процента от общего количества граждан, имеющих право на медицинское и санаторно-курортное обеспечение от Минобороны России.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" на возмещение расходов по проезду на указанные цели выплачено 1 961 829 698, 31 рублей.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет федерального бюджета, выделяемых в рамках государственной программы "Социальная поддержка граждан" по статье расходов сводной бюджетной сметы Минобороны России "Социальное обеспечение уволенных военнослужащих".
На возмещение расходов по проезду в медицинские (военно-медицинские) организации в соответствии с заключениями Военно-врачебных комиссий в 2017 г. затрачено 20 679 366,28 рубля. Количество граждан, реализовавших данное право в 2017 г., составило 1 527 человек - это составляет 0,2 процента от общей численности граждан, имеющих право на медицинское и санаторно-курортное обеспечение от Министерства обороны Российской Федерации. При этом, средний размер выплаты составил 13 543 рубля.
Поскольку проектом федерального закона вносятся юридико-технические правки в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", его реализация не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 20 и 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.