Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1115663-7 "О семеноводстве",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закон
Проектом федерального закона предлагается регулирование отношений, связанных в том числе с осуществлением деятельности по производству, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, определению показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян таких растений, ввозом в Российскую Федерацию семян и их вывозом, а также по формированию и ведению Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию.
В настоящее время ряд указанных отношений регулируются Федеральным законом от 17.12.1997 N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ). При этом неясно неотражение в пректе части действующих положений, имеющих концептуальное значение. Например, проектом не определены формы государственной поддержки семеноводства (см. статью 15 Федерального закон N 149-ФЗ, а также Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 20, согласно которой в области развития производства материально-технических ресурсов для производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия необходимо реализовать меры по обеспечению сельскохозяйственных товаропроизводителей семенами и посадочным материалом отечественной селекции).
Также проектом не предусмотрено создание фондов запасов семян сельскохозяйственных растений: федерального, страхового, переходящего фонда семян, которые обеспечивают поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в случае неурожая, стихийных бедствий или иных чрезвычайных ситуаций (см. статьи 22, 23, 24 Федерального закон N 149-ФЗ, статьи 5, 6 Закона Российской Федерации N 4973-1 "О зерне").
Проектом предлагается создание федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений для обеспечения прослеживаемости оборота семян (статья 16). При этом проект в отличие от Федерального закон N 149-ФЗ не использует понятие "партия семян", что требует обоснования. Например, согласно Федеральному закону от 30.12.2020 N 520-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О зерне" и статью 14 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" федеральная государственная информационная система прослеживаемости зерна "позволяет документарно (на бумажном и (или) электронном носителях) обеспечить учет обращения партии зерна и партии продуктов переработки зерна", для чего в нее включается документированная информация о "партии зерна" (см. статью 1).
Проектом устанавливается запрет на использование "для посева в целях производства семян растений", содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы (часть 3 статьи 19, часть 1 статья 20). Таким образом, запрет на использование семян, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы, для посева в иных целях, кроме воспроизводства, не предусматривается, что не согласуется с требованиями статьи 50 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", запрещающей выращивание растений, генетическая программа которых изменена.
Требуют уточнения положения пункта 2 части 3 статьи 4 и части 8 статьи 20 (неясно, кто обязан уничтожить семена и посевы растений, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы).
Проектом устанавливается, что правовое регулирование в области семеноводства осуществляется в том числе в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 2). В связи с этим использование в проекте формулировки "законодательство Российской Федерации" является неверным (статья 2, часть 1 статьи 3, наименование статьи 3). При этом обращаем внимание, что регулирование полномочий субъектов Российской Федерации в области семеноводства в проекте федерального закона не предлагается.
Федеральным законом от 08.12.2020 N 429-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 3 Федерального закона N 149-ФЗ "О семеноводстве" была дополнена частью второй следующего содержания: "Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом". В проекте федерального закона данная норма отсутствует.
В части 2 статьи 22 проекта в целях обеспечения надлежащей правоприменительной практики необходимо конкретизировать нормы международного права, в соответствии с которыми осуществляется отбор и анализ проб семян сельскохозяйственных растений.
Необходимо согласовать положения пункта 33 статьи 1 и положения части 2 статьи 17, части 2 статьи 18, части 5 статьи 19, частей 6 и 9 статьи 20, частей 6 и 7 статьи 23, части 5 статьи 6, частей 2, 8, 9 статьи 7, пунктами 2 и 4 части 1 статьи 12 в части наделения "уполномоченного федерального органа исполнительной власти" различными полномочиями. Также необходимо уточнить, какие иные федеральные органы, кроме федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства, имеют полномочия в данной области (часть 3 статьи 4), а также какой еще государственный орган уполномочен осуществлять аудит лабораторий иностранных государств (пункт 4 части 2 статьи 31).
В проектируемых положениях части 1 статьи 26, части 2 статьи 28 об осуществлении вида государственного контроля (надзора) не учитывается регулирование, установленное Федеральным законом N 206-ФЗ "О карантине растений" и Федеральным законом N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в частности не определяются виды мероприятий по контролю, порядок их организации и проведения. В части 2 статьи 26 законопроекта используются неточные наименования видов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, которые необходимо привести в соответствие с терминологией Лесного кодекса Российской Федерации.
Нуждается в доработке понятийный аппарат проекта (статья 1). Так, определения "оригинатор сорта или гибрида" и "автор сорта или гибрида" практически идентичны; часть понятий, определенных в статье 1, не используется проектом (например, "архивы клонов плюсовых деревьев", "лесосеменные плантации", "маточные насаждения").
Согласно статье 33 проекта проектируемый федеральный закон вступает в силу 1 января 2023 года. Учитывая отмену с 1 января 2021 года Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 27.07.2020 N 1122), неясно, как будет осуществляться сортовой и семенной контроль таких растений до вступления проектируемого закона в силу.
Юридико-технические замечания переданы в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.