Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1115663-7 "О семеноводстве"
внесенный Правительством Российской Федерации.
Досье на проект федерального закон
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1115663-7 "О семеноводстве" внесённый Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О семеноводстве" (далее - законопроект) разработан в целях реализации задач, определенных Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 г. N 4714п-П36, и доработан с учетом поручения Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N ДМ-П11-7337р.
Законопроект подготовлен в форме нового федерального закона, предусматривает признание утратившими силу Федеральный закон от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве", ряд других федеральных законов и устанавливает правовые основы деятельности по производству, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений, а также их ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации.
Согласно информации Россельхознадзора, с 2005 года в общем объеме проконтролированных партий семян выявляется до 30% некачественных, фальсифицированных партий семян. По предварительным расчетам, из-за отсутствия единой и полной информационной базы произведенных для продажи или посева семян, Российская Федерация в 2019 году недополучила 327 927,17 млн. рублей из-за посева некондиционных семян сельскохозяйственных культур.
Если крупные агрохолдинги в той или иной мере способны организовать свой внутрипроизводственный контроль используемых семян, то небольшие крестьянские (фермерские) хозяйства (их большинство) и население, производящее картофель, фрукты, овощи и ягоды, не в состоянии самостоятельно осуществлять проверку закупаемых семян. Соответственно, указанные хозяйствующие субъекты нуждаются в государственной защите от недобросовестных предпринимателей.
Требования об осуществлении государственного надзора в области семеноводства, контроля сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений и их фитосанитарного состояния необходимы для мониторинга состояния качества семян и обеспечения безопасности конечной продукции, то есть безопасности страны - продовольственной и экологической. Использование семян с примесями ядовитых и наиболее вредоносных сорняков, с возбудителями таких заболеваний, как головня или спорынья, продуцирующих высокотоксичные алкалоиды, представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан.
Семеноводство является основополагающей отраслью в агропромышленном комплексе, которая занимается массовым размножением семян районированных сортов для осуществления сортосмены и сортообновления, при производстве которых принимаются меры, обеспечивающие сохранение их чистосортности, биологических и урожайных качеств.
Представленный законопроект направлен на создание условий для развития эффективного рынка семян в Российской Федерации, информирование отечественных производителей и потребителей семян о наличии на рынке качественного посевного материала с заданными характеристиками, необходимыми для воспроизводства в конкретных условиях Российской Федерации и получения гарантированного урожая, повышение качества самого семенного материала, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере семеноводства, устранение избыточных административных барьеров в указанной сфере.
Законопроект наделяет Минсельхоз России новыми полномочиями, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области семеноводства сельскохозяйственных растений, утверждению порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян и (или) установления дополнительных (специальных) требований к ввозимым в Российскую Федерацию семенам, формированию Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Государственный реестр).
В настоящее время вопросы формирования и ведения Государственного реестра не урегулированы. С целью их урегулирования законопроектом предусматриваются соответствующие положения.
Законопроектом предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации перечня родов и видов сельскохозяйственных растений, сорта или гибриды которых подлежат включению в Государственный реестр, с предварительным испытанием сортов или гибридов по хозяйственно полезным признакам и (или) свойствам. Указанный перечень будет разработан с учетом критериев Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20.
Сорта или гибриды которые не войдут в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений, будут включаться в Государственный реестр на добровольной основе за счет собственных средств заявителя.
Положениями законопроекта устанавливается, что за внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр взимается пошлина.
В соответствии с положениями законопроекта, Россельхознадзор, при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, будет проводить оценку посевов (посадок) и семян сельскохозяйственных растений на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов. По результатам молекулярно - генетического анализа семян сорта или гибрида сельскохозяйственного растения, на каждый представленный для проведения испытаний сорт или гибрид, которые включены в список родов и видов сельскохозяйственных растений, утвержденный Правительством Российской Федерации, будет оформляться Генетический паспорт.
Проведение такой оценки обеспечит соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами запрета на использование для посева (посадки) семян, полученных с применением методов генной инженерии.
Кроме того, генетическая паспортизация необходима в целях эффективного выявления наличия генно-инженерно-модифицированных организмов в посевах и семенах и позволит обеспечить права оригинатора сорта или его патентообладателя.
Законопроектом на территории Российской Федерации не допускается оборот семян сортов или гибридов, не прошедших испытания в различных почвенно-климатических зонах и сведения о которых не внесены в Государственный реестр, за исключением сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, которые не вошли в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений.
В целях исключения поступления на рынок фальсифицированных семян, семян с низкими сортовыми и посевными качествами сельскохозяйственных растений законопроектом предусматривается осуществление в Российской Федерации федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений, а также создание федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений (ФГИС "Семеноводство").
Для выявления пригодности семян для посева (посадки) и воспроизводства сортов или гибридов сельскохозяйственных и лесных растений положениями законопроекта предусмотрены разработка соответствующих порядков определения совокупности признаков, характеризующих показатели сортовых и посевных (посадочных) качеств семян растений, аккредитация лиц, осуществляющих определение показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян, а также исчерпывающий перечень случаев (целей), при которых определяются сортовые и посевные (посадочные) качества семян растений.
Законопроектом вводится обязательное оформление удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений, которое выдается аккредитованными органами инспекции по заявкам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, за счет средств заявителей.
В отсутствие данного удостоверения невозможен полноценный контроль за оборотом семян, в связи с этим в настоящее время на рынке присутствует некачественная и фальсифицированная продукция, а также продукция, произведенная с нарушением авторских и иных интеллектуальных прав собственности.
Так же, законопроект устанавливает обязательные требования при обороте семян сельскохозяйственных растений и деятельности, связанной с таким оборотом, в том числе наличие документов при ввозе семян на территорию Российской Федерации, соответствие показателям качества, наличие удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений, требования к использованию, производству, реализации, транспортировке и хранению семян.
Так в целях недопущения ввоза на территорию Российской Федерации семян и использования для посева (посадки) семян растений, содержащих генно-инженерно-модифицированный материал, за исключением посева (посадки) таких семян для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ предусматривается, что Россельхознадзором будет осуществляться досмотр, осмотр партий семян с отбором проб и (или) образцов для проведения лабораторных исследований в целях определения их соответствия (несоответствия) информации, указанной в сопроводительных документах.
Положениями законопроекта предусмотрено введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян и (или) об установлении дополнительных (специальных) требований к ввозимым в Российскую Федерацию семенам, которые принимаются в случае наличия информации о выращивании на всей территории иностранного государства или ее части генно-инженерно-модифицированных растений, представляющих угрозу биологической безопасности Российской Федерации, а также систематического обнаружения несоответствия семян требованиям нормативных документов в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства.
Ввиду значительных нормативных изменений, предусмотренных законопроектом, вступление в силу данного федерального закона предлагается с 1 января 2023 года. Положения, касающиеся введения генетической паспортизации вступают в силу с 1 января 2024 года в связи с необходимостью подготовки приборно-аналитической и методической базы учреждений, ответственных за проведение генетической паспортизации.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации и не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Между тем, к законопроекту имеются ряд существенных замечаний, которые нуждаются в обсуждении и доработке. У Правового управления Аппарата Государственной Думы к законопроекту также имеются юридико-технические замечания, изложенные в заключении, которые Комитет поддерживает и считает необходимым устранить при подготовке законопроекта ко второму чтению.
В целом, Комитет поддерживает предлагаемые законопроектом изменения и считает, что они будут способствовать обеспечению продовольственной и экологической безопасности территории Российской Федерации.
С учетом изложенного, Комитет по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 1115663-7 "О семеноводстве", внесённый Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.