Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре от 30 марта 2021 г. N 3.9-03/483
на проект федерального закона N 1057895-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" внесен сенаторами Российской Федерации А.А. Климовым, Е.В. Афанасьевой, А.В. Вайнбергом, Л.Н. Глебовой, О.В. Мельниченко, депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских и другими 18 ноября 2020 года и принят Государственной Думой 16 марта 2021 года.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования образовательной деятельности в Российской Федерации в части определения основ просветительской деятельности, порядка ее осуществления, требований к ее участникам.
В связи с этим в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) вносятся изменения, направленные на регламентацию осуществления просветительской деятельности.
Так, понятийный аппарат Федерального закона N 273-ФЗ дополняется понятием "просветительская деятельность", под которой понимается "осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов".
Также Федеральным законом устанавливаются общие требования к осуществлению просветительской деятельности:
указание на субъекты ее осуществления (органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица);
запрет на использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации;
наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению порядка, условий и форм осуществления просветительской деятельности, а также контроля за ней.
В целях недопустимости негативного иностранного вмешательства в образовательный процесс федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, наделяются полномочием по координации участия образовательных организаций в международном сотрудничестве. В связи с этим обязательным условием для заключения образовательными организациями договоров по вопросам образования с иностранными организациями (за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам) будет являться наличие заключения соответствующего федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в ведении которого находится федеральная государственная образовательная организация. Порядок подготовки и получения таких заключений утверждается Правительством Российской Федерации.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона образовательные организации, которые заключили соответствующие договоры по вопросам образования до 1 июня 2021 года (дня вступления в силу Федерального закона), за исключением договоров об оказании образовательных услуг иностранным гражданам и договоров, срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года, также должны получить на них указанные заключения до 1 сентября 2022 года.
Федеральный закон также уточняет положения Федерального закона N 273-ФЗ в части научно-методического и методического обеспечения образовательной деятельности в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организациях, которое будет осуществляться организациями, включенными в соответствующий перечень. Порядок отбора и перечень организаций, осуществляющих научно-методическое и методическое обеспечение образовательной деятельности, будет утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон, согласно его статье 2, вступает в силу с 1 июня 2021 года.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации, и может быть рассмотрен в Совете Федерации не позднее 1 апреля 2021 года.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, в Федеральном законе не выявлено.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", принятый Государственной Думой 16 марта 2021 года.
Председатель комитета |
Л.С. Гумерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.