Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона определяются особенности установления, ввода в действие и прекращения действия в федеральной территории "Сириус" налогов и сборов, устанавливаемых Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс, Кодекс).
Концептуальных возражений правового характера по законопроекту не имеется.
Вместе с тем отдельные проектируемые положения законопроекта нуждаются в уточнении и согласовании с действующими нормами законодательства и между собой.
В частности, в статью 12 части первой Налогового кодека вносятся изменения, согласно которым региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действие в указанной территории в соответствии с Кодексом (проектируемый абзац пятый пункта 3 статьи 12 Кодекса).
В связи с данными изменениями в статье 12 Налогового кодекса обращаем внимание на необходимость согласования с ними изменений, вносимых в особенную часть Налогового кодекса, а именно, пунктов 1 проектируемых статей 356.1 и 372.1 Кодекса, устанавливающих особенности налогообложения в федеральной территории "Сириус" транспортным налогом и налогом на имущество организаций, в части положений о введении в действие и прекращении действия этих налогов в указанной территории.
Словосочетания "для нужд федеральной территории "Сириус" и "уполномоченный орган публичной власти федеральной территории "Сириус", которыми дополняется абзац третий пункта 5.1 статьи 64 Кодекса, следует заменить терминами "закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд", "государственный заказчик" в соответствии с терминологией, употребляемой в Федеральном законе от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также с положениями частей 13 статей 8 и 43 Федерального закона от 22.12.2020 года N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус", согласно которым органы публичной власти федеральной территории "Сириус" при осуществлении своих правомочий действуют на условиях и в порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами для осуществления соответствуюших правомочий органами государственной власти и органами местного самоуправления и выступают в качестве государственного заказчика по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, связанных с обеспечением деятельности федеральной территории "Сириус".
Употребленное в дополнениях, вносимых в статью 149 Кодекса, наименование органа федеральной территории "Сириус", уполномоченного на выдачу справки об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или справки об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия в целях освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по сохранению таких объектов, "исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус" отсутствует в Федеральном законе от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах кульрурного наследия".
Из статьи 346.43 Кодекса с учетом вносимых в нее изменений не ясно, имеет ли федеральная территория "Сириус" право определять виды предпринимательской деятельности, в отношении которых в этой территории будет применяться патентная система налогообложения (пункт 2 статьи 346.43 Кодекса наделяет таким правом субъекты Российской Федерации).
Используемый в абзаце первом пункта 2 статьи 346.45 Кодекса термин "уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган" нуждается в редакционной правке с учетом того, что статья 30 Налогового кодекса определяет налоговую систему как единую централизованную систему, в которую входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, и его территориальные органы, а по тексту Налогового кодекса, также как и по тексту рассматриваемого законопроекта, в целях определения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченных по контролю и надзору в области налогов, сборов, страховых взносов, употребляется обобщающий термин "налоговый орган".
Также некорректно использование в тексте законопроекта (изменения в абзац четвертый пункта 1, абзац третий пункта 2, подпункт 1 пункта 4 статьи 346.45, пункт 2 статьи 376, статьи 384, 385 Кодекса, в часть 1 статьи 2 Федерального закона от 27.11.2018 года N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход") в одном ряду с использованием скобок словосочетаний "субъект Российской Федерации", "(федеральная территория "Сириус")", "(за исключением федеральной территории "Сирис"), поскольку федеральная территория "Сириус" не является субъектом Российской Федерации.
Наименование законопроекта следует изложить в следующей редакции "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в статьи 1 и 2 Федерального закона "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Иные замечания юридико-технического и лингвистического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
В связи с включением в систему законодательства Российской Федерации о налогах и сборах нормативных правовых актов, принимаемых представительным органом федеральной территории "Сириус" (проектируемый пункт 5.1 статьи 1) и исполнительно-распорядительным органом федеральной территории "Сириус" (изменения, вносимые в статью 4 Кодекса), полагаем целесообразным также рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в статью 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 года N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.