Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус", Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Данный проект федерального закона разработан в связи с принятием Федерального закона от 22.12.2020 N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус" (далее - Федеральный закон N 437-ФЗ). Согласно Федеральному закону N 437-ФЗ, федеральной территорией "Сириус" признается имеющее общегосударственное стратегическое значение публично-правовое образование, что ставит ее в один ряд с иными публично-правовыми образованиями - Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.
Рассматриваемый законопроект разработан в целях включения вновь созданной территории в систему налогообложения Российской Федерации и урегулирования властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в федеральной территории "Сириус", включение в состав законодательства о налогах и сборах нормативных правовых актов представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и определение полномочий этого представительного органа по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов в федеральной территории "Сириус".
Таким образом, предлагается установить, что региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать на указанной территории Налоговым кодексом. Местные налоги в федеральной территории "Сириус" устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах
Предусмотренные Налоговым кодексом положения в отношении органов местного самоуправления предлагается распространить на соответствующие органы публичной власти федеральной территории "Сириус". В частности, законопроектом предусматривается:
определение полномочий финансовых органов федеральной территории "Сириус" по даче письменных разъяснений налоговым органам, налогоплательщикам и налоговым агентам по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, нормативных правовых актов федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах;
предоставление полномочий представительному органу федеральной территории "Сириус" по определению дополнительных оснований признания безнадежными к взысканию недоимки по местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам, дополнительных оснований и иных условий предоставления отсрочки и рассрочки по уплате в федеральной территории "Сириус" местных налогов, пеней и штрафов, а также предоставления инвестиционного налогового кредита;
исключение из объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость отдельных операций по передаче на безвозмездной основе имущества (работ, услуг) органам публичной власти федеральной территории "Сириус", а также по передаче на безвозмездной основе имущества в казну федеральной территории "Сириус" по аналогии с операциями по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг) органам местного самоуправления;
освобождение органов публичной власти федеральной территории "Сириус" от уплаты государственной пошлины при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных главой 25.3 Налогового кодекса;
возможность учета особенностей, установленных статьей 105.4 Налогового кодекса, при признании цен рыночными для целей налогообложения в случае, если регулирование цен осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус";
использование при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, сведений о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках, содержащихся в официальных источниках информации уполномоченных органов публичной власти федеральной территории "Сириус" в соответствии с нормативными правовыми актами федеральной территории "Сириус".
Кроме того, законопроект предусматривает включение с 1 января 2022 года федеральной территории "Сириус" в территорию проведения эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход".
Одновременно устанавливается, что до дня вступления в силу нормативных правовых актов о местных налогах и сборах представительного органа федеральной территории "Сириус" в федеральной территории "Сириус" применяются нормативные правовые акты муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края о налогах и сборах и преобразованного муниципального образования город-курорт Сочи о налогах и сборах.
Поддерживая принятие законопроекта в первом чтении, полагаем необходимым при его доработке ко второму чтению дополнительно обсудить отдельные его положения.
Так, законопроектом определяется порядок установления местных налогов в федеральной территории "Сириус". Однако пункт 4 статьи 12 Налогового кодекса, определяя местные налоги, не содержит упоминания федеральной территории "Сириус". Не всегда ясна обоснованность применения по тексту законопроекта одного из вводимых понятий - "органы публичной власти федеральной территории "Сириус" и "исполнительно-распорядительный орган федеральной территории "Сириус" (например, проектируемые пункт 4 статьи 30 и пункт 2 статьи 34.2, статья 58 Налогового кодекса и др.).
Законопроектом вносятся изменения в пункт 5.1 статьи 64 Налогового кодекса, устанавливающий перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, дополняя его документами органа публичной власти федеральной территории "Сириус". Необходимость такого изменения требует дополнительного обсуждения с учетом установленной сферы применения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Статьей 212 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. С учетом данного положения и изменений, вносимых законопроектом в статью 83 Налогового кодекса не ясно к какому из этих видов собственности относиться собственность федеральной территории "Сириус".
Предлагаемые законопроектом изменения в статью 356 Налогового кодекса и введение новой статьи 356.1 приведут к существенному изменению порядка налогообложения транспортным налогом в федеральной территории "Сириус". Введение в федеральной территории "Сириус" базовых ставок транспортного налога, установленных статьей 361 Налогового кодекса, не учитывает действующих в настоящее время в Краснодарском крае льгот и преференций по уплате данного налога.
Законопроект не содержит регулирования по установлению и взиманию курортного сбора в федеральной территории "Сириус", несмотря на то, в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", Краснодарский край включен в эксперимент развитию курортной инфраструктуры.
Учитывая изложенное, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1116411-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О федеральной территории "Сириус".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.