Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект разработан в целях совершенствования регулирования процедуры администрирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, гарантирующего полноту и своевременность пополнения бюджетов разных уровней и обеспечивающего стабильность функционирования бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Законопроектом предусматривается закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе положений, определяющих утверждение Правительством Российской Федерации перечней главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, являющихся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, Центральным банком Российской Федерации, органами управления государственным внебюджетным фондом.
При этом, ежегодное утверждение перечней главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета не предусмотрено. Внесение в них изменений будет осуществляться в случаях изменения состава и (или) функций главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета. Порядок внесения таких изменений будет определен Правительством Российской Федерации в общих требованиях.
Законопроектом предлагается также уточнить состав полномочий главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета, в том числе установление в Бюджетном кодексе полномочий ГК "Росатом" и ГК "Роскосмос" главного администратора источников финансирования дефицита бюджета и администратора источников финансирования дефицита бюджета, что приведет Бюджетный кодекс в соответствии с отраслевым законодательством.
Во исполнение неоднократных замечаний Комитета и Счетной палаты, законопроектом предлагается включить в состав материалов, предоставляемых в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, расчетов по статьям классификации доходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период (за исключением случаев, когда основные характеристики федерального бюджета не изменяются или признаны утратившими силу положения федерального закона о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период в части, относящейся к плановому периоду).
Законопроектом исключаются обязательства главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по планированию (прогнозированию) поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета от возврата ранее размещенных средств федерального бюджета ввиду того, что объем возврата напрямую зависит от объема их размещения.
В настоящее время механизм возврата (уточнения) невыясненных сумм, зачисленных на счета бюджетов бюджетной системы законодательно не установлен. В этой связи предлагается установить порядок уточнения невостребованных поступлений на счета Федерального казначейства и возврата излишне уплаченных (взысканных) неналоговых платежей, срок давности, в течение которого плательщик может обратиться за их возвратом.
Указанный механизм устанавливается по аналогии с установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании порядком действий с невыясненными поступлениями.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов" и Федеральный закон от 8 декабря 2020 года N 385-ФЗ "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" предусмотрены нормативы зачисления платы за публичный сервитут. Указанные нормативы стабильны, в пересмотре не нуждаются, их ежегодное переутверждение в законе о федеральном бюджете нецелесообразно. В этой связи предлагается их закрепить на постоянной основе в Бюджетном кодексе.
Кроме того, предлагается привести Бюджетный кодекс в соответствие с Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части терминологии.
К законопроекту поступило 39 отзыва законодательных (представительных) и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации. Все отзывы положительные.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует принять проект федерального закона N 1112338-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения бюджетов по доходам и источникам финансирования дефицита бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", внесенного Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.