Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1046569-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
В настоящее время в законодательстве Российской Федерации установлены требования к кредитным организациям (банкам) для целей инвестирования и размещения в них денежных средств организациями, созданными при участии и (или) с участием государства, а также денежных средств государственных внебюджетных фондов (далее - публичные ресурсы).
Пул требований, которые предъявляются к кредитным организациям в рамках указанных правоотношений, можно разделить на несколько групп:
1. требования общего характера, не связанные с подтверждением финансовой надежности кредитной организации - наличие лицензии на осуществление банковских операций, осуществление деятельности на рынке не менее определенного времени, иные требования такого рода;
2. требования, свидетельствующие или способные свидетельствовать о финансовой надежности банка - требования к размеру собственных средств (капитала) кредитных организаций, к участию в системе страхования вкладов, к отсутствию действующих предписаний со стороны регулятора (Банка России), к выполнению экономических (финансовых) нормативов, иные требования;
3. требования, связаны с условиями договоров, которые заключаются ими с соответствующими юридическими лицами 1.
Таким образом, основополагающим принципом правового регулирования подтверждения финансовой устойчивости, необходимой кредитным организациям для доступа к публичным ресурсам является установление множества критериев (требований), которым должны соответствовать банки.
Вместе с тем, ряд условий и требований, предъявляемых к банкам, не имеют прямого отношения к подтверждению финансовой устойчивости кредитной организации, носят общий характер либо связаны с условиями договоров, которые заключаются ими с соответствующими юридическими лицами.
С целью совершенствования и унификации порядка отбора кредитных организаций для доступа к публичным ресурсам проектируемыми нормами предлагается предусмотреть единое требование (критерий) - наличие кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, предусмотренного пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации").
Требования к уровню соответствующего кредитного рейтинга и особенности его применения будут устанавливаться Правительством Российской Федерации, Банком России, Министерством финансов Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
1. изменения в федеральные законы, регламентирующие деятельность государственных корпораций, государственной компании и публично-правовых компаний, хозяйственных обществ, федеральных унитарных предприятий, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации;
2. изменения в федеральные законы, регулирующие правовые основы отдельных видов деятельности 2, в которых предусматриваются процедуры отбора банков;
3. изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации.
Комитет, поддерживая концепцию законопроекта, направленную на повышение прозрачности отбора кредитных организаций и обеспечение для кредитных организаций доступа к публичным ресурсам исключительно на основании имеющегося у него кредитного рейтинга, считает необходимым отметить следующее.
1. Достаточность, качество и генерирование капитала являются одними из основополагающих фундаментальных факторов финансовой устойчивости банка, подтверждающего его готовность своевременно и в полном объеме отвечать по своим обязательствам.
Вместе с тем, стоит учитывать, что реализация проектируемых норм может нести в себе определенные риски, связанные с присвоением высокого кредитного рейтинга банку, достаточность капитала которого может быть несопоставима объему принятых и (или) принимаемых таким банком обязательств.
В связи с этим Комитет отмечает целесообразность рассмотреть возможность в отдельных случаях предусмотреть право Правительства Российской Федерации устанавливать требования к достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций при работе последних с публичными ресурсами.
2. Комитет отмечает, что предусматриваемое проектом федерального закона сокращение перечня требований (критериев) в соответствии с которыми кредитные организации могут быть отобраны для работы с публичными ресурсами, особое значение приобретает возможность оперативного получения достоверной информации о присвоенном банку кредитном рейтинге.
В связи с этим Комитет считает необходимым обсудить при доработке законопроекта ко второму чтению возможность размещения непосредственно кредитными рейтинговыми агентствами актуальных сведений, отражающих уровень кредитного рейтинга банков, в своих информационных ресурсах (в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", иных доступных информационных источниках).
3. Комитет также отмечает целесообразность дополнительного обсуждения достаточности механизма правового регулирования в части сохранения за банками права привлекать государственные средства в течение срока реализации плана участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства при условии принятия Советом директоров Банка России решения о гарантировании непрерывности деятельности банка.
4. Комитет также считает допустимым обсудить возможность предусмотреть полномочие Правительства Российской Федерации устанавливать лимиты размещения денежных средств в кредитных организациях, для которых Правительством Российской Федерации установлены случаи неприменения требований использования кредитного рейтинга.
5. Частью 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации") предусмотрено, что Правительство Российской Федерации устанавливает порядок инвестирования сумм страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, поступивших в течение финансового года и аккумулирующиеся в Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - порядок).
Проектируемой статьей 15 предусматривается право Правительства Российской Федерации в указанном порядке определять дифференцированные требования к уровню кредитного рейтинга банков по национальной рейтинговой шкале, которым должны соответствовать кредитные организации, осуществляющие инвестирование средств страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также определить случаи, в которых указанные требования не применяются.
В связи с этим Комитет обращает внимание на целесообразность, с целью унификации законодательства, дополнить законопроект положением, предусматривающим передачу Банком России Правительству Российской Федерации полномочий по установлению требований к кредитным организациям, в которых размещаются средства пенсионных накоплений Пенсионного фонда Российской Федерации, которые предусмотрены в пункте 2 статьи 24 Федерального закона "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации".
Таким образом, предлагаемое законопроектом единое требование (критерий), предъявляемое к кредитным организациям, основанное на уровне кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, по мнению Комитета, будет способствовать развитию конкуренции на финансовом рынке, расширит круг кредитных организаций, которые будут допущены к работе с публичными ресурсами, усовершенствует и унифицирует действующий подход по определению наиболее финансово устойчивых и надежных банков.
Учитывая все вышеизложенное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в I чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
------------------------------
1Статья 35 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - Правительство РФ устанавливает порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя, в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов.
2Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" содержит обязанность Правительства РФ установить требования к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств резервного фонда объединения туроператоров;
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - банковское сопровождение контрактов (статья 35);
Жилищный кодекс РФ - Правительство РФ устанавливает требования к банкам в случае открытия в них специального счета, предназначенного для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (часть 2 статьи 176) и в случае открытия региональным оператором счета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.