Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по транспорту и строительству (далее - Комитет) в пределах установленной компетенции рассмотрен проект федерального закона N 1046569-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств", внесённый депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, М.М. Ульбашевым (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, содержащих нормы, устанавливающие требования к кредитным организациям для целей инвестирования и размещения в них денежных средств российскими организациями, созданными при участии государства, денежных средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также компенсационных фондов саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее - саморегулируемые организации в сфере строительства).
Согласно проектируемым нормам выбор кредитных организаций для указанных целей будет осуществляться на основании показателей кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, заменяющей установленные действующим законодательством требования к кредитным организациям, при этом требования к уровню соответствующего кредитного рейтинга будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. Изменения предлагается внести помимо прочего в:
- часть 5 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (статья 2 законопроекта);
- статью 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 22 законопроекта).
Таким образом, предполагается, что уровень кредитного рейтинга банка будет являться обязательным критерием доступа кредитных организаций к публичным ресурсам.
Предлагаемые изменения в часть 5 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в целом возражений не вызывают и могут быть поддержаны Комитетом.
Тогда как необходимость изменений, предлагаемых в статью 55.16-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), авторы законопроекта в пояснительной записке к законопроекту обосновывают необходимостью расширить круг лиц (кредитных организаций), в которых могут размещаться средства компенсационных фондов возмещения вреда и средства компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в сфере строительства (пункт 22 пояснительной записки, стр.32-34). В связи с чем, предлагаемое обоснование и предлагаемые законопроектом изменения в Кодекс, нуждается в дополнительном обосновании.
Новые требования к размещению средств компенсационных фондов возмещения вреда и средств компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в сфере строительства были установлены Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 372-ФЗ), включая помимо прочего и систему требований, предъявляемых к кредитным организациям, допущенным к открытию специальных банковских счетов саморегулируемой организации для размещения средств ее компенсационных фондов. В соответствии с действующим регулированием по состоянию на 01.03.2021 установленным критериям соответствуют 13 (тринадцать) банков.
До принятия Федерального закона N 372-ФЗ требований к кредитным организациям, в которых размещались средства компенсационных фондов саморегулируемых организаций в сфере строительства, законодательством не устанавливалось. Выбор кредитной организации для размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в сфере строительства основывался на представлении таких саморегулируемых организаций о конкурентных преимуществах той или иной кредитной организации. Поскольку саморегулируемые организации не являются профессиональными участниками финансового рынка, их выбор кредитной организации не во всех случаях был удачным. Данные обстоятельства за период с 2010 г. по 2016 г. привели к утрате средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в сфере строительства в кредитных организациях, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами), на сумму 54,5 млрд рублей.
Действующее нормативное правовое регулирование в виде установления Правительством Российской Федерации комплекса требований к кредитным организациям, хотя и основано на оценке величины собственных средств (капитала) кредитной организации, показало свою эффективность и на протяжении пяти последних лет не зафиксировано ни одного случая банкротства кредитных организаций, отвечающих установленным Правительством Российской Федерации требованиям.
Эти меры позволили обеспечить надлежащий контроль за целевым расходованием средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в сфере строительства и обеспечили их сохранность.
В этой связи, Комитет полагает, что необходимости изменения существующего порядка размещения средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в сфере строительства в заявленных целях (расширение перечня кредитных организаций, в которых саморегулируемым организациям в сфере строительства допускается открывать специальные счета для сохранения средств их компенсационных фондов, или расширения конкуренции кредитных организаций за средства таких компенсационных фондов), не имеется.
Установление кредитного рейтинга в качестве единственного инструмента для отбора кредитных организаций, нуждается в дополнительном обосновании.
Отмечаем, что изменение механизма выбора российской кредитной организации, в которой саморегулируемые организации в сфере строительства смогут открывать специальные счета для размещения средств компенсационных фондов возмещения вреда и компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, потребует внесения дополнительных изменений в статью 55.16-1 Кодекса в целях обеспечения сохранности средств указанных компенсационных фондов.
В этой связи, полагаем целесообразным доработать статью 22 законопроекта, предусмотрев:
а) закрепление за Правительством Российской Федерации полномочий по установлению перечня российских кредитных организаций, в которых саморегулируемые организации в сфере строительства обязаны открывать специальные банковские счета для размещения средств компенсационных фондов возмещения вреда и компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, формируемого на основе установленных Правительством Российской Федерации требований к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале (аналогичный подход предусмотрен в пункте 4 статьи 11 законопроекта);
б) определение органа, уполномоченного на периодическую оценку кредитных организаций, включенных в такой перечень, на соответствие установленным Правительством Российской Федерации требованиям к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале;
в) определение порядка и сроков перевода средств компенсационных фондов в другие российские кредитные организации в случае исключения кредитной организации из перечня по причине изменения ее кредитного рейтинга по результатам мониторинга кредитным рейтинговым агентством присвоенных кредитных рейтингов, а также по результатам пересмотра кредитных рейтингов и применяемой методологии;
г) определение случаев, порядка и сроков перевода средств компенсационных фондов в другие российские кредитные организации в случае расширения перечня кредитных организаций, соответствующих требованиям к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале;
д) установление ответственности саморегулируемой организации в области строительства и кредитной организации за своевременность перевода средств компенсационных фондов в другую кредитную организацию в указанных выше случаях;
д) иные инструменты, обеспечивающие сохранность средств компенсационных фондов саморегулируемой организации в сфере строительства.
При отсутствии указанного регулирования сохранность средств компенсационных фондов саморегулируемых организаций в сфере строительства, по мнению Комитета, не будет обеспечена.
С учетом изложенного, Комитет считает необходимым учесть высказанные замечания при дальнейшей работе над законопроектом.
Первый заместитель |
В.Б. Ефимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.