Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рассмотрел проект федерального закона N 1046569-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и другими, сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, М.М. Ульбашевым (далее - законопроект), в части вопросов, относящихся к ведению Комитета (статьи 7 и 23 законопроекта).
1. Статьей 7 законопроекта предлагается внести изменение в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому кредитные организации, в которых Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства вправе открывать банковские и иные счета и с которыми Фонд вправе заключать договоры банковского вклада (депозита), должны удовлетворять требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале.
Комитет не имеет принципиальных замечаний к указанному положению законопроекта.
Однако Комитет обращает внимание на то, что в соответствии с пунктом 32 плана мероприятий ("дорожная карта") по модернизации действующей структуры институтов развития, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 3710-р, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработан проект федерального закона "О публично-правовой компании "Фонд развития территорий" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", направленный на объединение государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" в публично-правовую компанию "Фонд развития территорий" (Федеральный портал проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru/ (ID проекта 01/05/03-21/00114223). Согласно указанному проекту статья 3 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" признается утратившей силу.
В связи с чем, Комитет полагает необходимым дополнительно проработать с Правительством Российской Федерации вопрос о целесообразности внесения предлагаемого законопроектом изменения в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
2. Статьей 23 законопроекта предусматривается внесение изменений в статьи 176 и 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие корректировку требований к российским кредитным организациям, в которых открываются счета регионального оператора капитального ремонта, на которых аккумулируются фонды капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов и специальные счета.
В соответствии с частью 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе формировать фонд капитального ремонта на специальном счете, открываемом в российской кредитной организации, соответствующей требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2018 года N 497 "Об установлении требований к российским кредитным организациям, в которых может быть открыт специальный счет, и внесении изменений в Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором" установлены следующие требования к российским кредитным организациям, в которых могут быть открыты специальные счета:
1) наличие кредитного рейтинга не ниже уровня "A(RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruA" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации кредитного рейтингового агентства Акционерное общество "Рейтинговое агентство "Эксперт РА";
2) размер собственных средств (капитала) не менее 25 млрд. рублей по имеющейся в Центральном банке Российской Федерации отчетности на день открытия специального счета.
Согласно размещенной Центральным банком Российской Федерации на своем официальном сайте информации по состоянию на 1 января 2021 года указанным требованиям отвечают 7 банков (Банк ГПБ (АО), Банк ВТБ (ПАО), АО "АЛЬФА-БАНК", ПАО Сбербанк, ПАО Банк "ФК Открытие", ПАО "Промсвязьбанк", АО "Россельхозбанк", и 2 банка, осуществляющие свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации - Республики Крым и г. Севастополя (АО "АБ "РОССИЯ", РНКБ Банк (ПАО)).
Следует отметить, что такие требования были обусловлены необходимостью обеспечения сохранности денежных средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах. В то же время столь узкий перечень банков не позволял собственникам помещений выбрать банк с наиболее привлекательными условиями открытия специальных счетов, размещения на них денежных средств, открытия специальных депозитов, оформления кредитов, займов на проведение капитального ремонта и многое другое. Более того, на территориях, где отсутствуют отделения (филиалы) указанных банков, собственникам помещений крайне затруднительно и невыгодно открывать в них специальные счета.
На сегодняшний день федеральным законодателем созданы условия, обеспечивающие сохранность средств собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на специальных счетах. Так, Федеральным законом от 25 мая 2020 года N 163-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", распространившие систему страхования вкладов на специальные счета. Выплата возмещения по специальному счету составляет до 10 млн. руб. Соответственно необходимо создать собственникам помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта, условия для выбора банка из более широкого перечня банков.
В этой связи Комитет поддерживает внесение изменения в часть 2 статьи 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой к российской кредитной организации, в которой могут открываться специальные счета, предлагается применять одно требование: к уровню кредитного рейтинга по национальной рейтинговой шкале, исключая требование к размеру собственных средств (капиталу) этой организации.
В соответствии с частью 3 статьи 180 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор открывает счета в российских кредитных организациях, которые соответствуют требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и отобраны им по результатам конкурса, порядок и условия определены Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что соответствующие кредитные организации должны отбираться по конкурсу не региональным оператором, а Правительством Российской Федерации.
В этой связи Комитет отмечает следующее.
Реализация региональных программ капитального ремонта, в том числе порядок выполнения региональным оператором своих функций, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации (статья 167 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2016 года N 454 "Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором" (далее - Постановление) уже определены порядок проведения конкурса по отбору кредитных организаций, требования к участникам конкурса и порядок определения победителя конкурса. Конкурс проводит региональный оператор капитального ремонта.
На текущий момент вопрос отбора кредитных организаций для системы капитального ремонта в достаточной степени урегулирован, показал свое стабильное функционирование и предпосылки для корректировки предусмотренных в настоящее время подходов к отбору таких кредитных организаций отсутствуют.
Открытие региональными операторами счетов для аккумулирования взносов на капитальный ремонт осуществляется в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
На практике даже смена кредитной организации в связи с окончанием договора, приводит к снижению на длительное время (не менее 6 месяцев) уровня собираемости средств граждан, в том числе в связи с возрастанием социальной напряжённости, возникающей из-за смены реквизитов счета в банке.
Также необходимо отметить, что победителем конкурса признается кредитная организация, предложившая лучший процент, начисляемый на остаток средств и которая обеспечивает безвозмездность открытия, обслуживания и приема платежей за капитальный ремонт, а также наличие обособленных подразделений на каждые 50 тысяч жителей.
В свою очередь, законопроектом наличие таких условий не предусмотрено, что впоследствии может привести к ухудшению условий по оплате взносов на капитальный ремонт для граждан.
С учетом важности сохранения конкурентной среды в банковской сфере, которая влияет на размер начисляемых процентов и соответственно сказывается, в том числе, на финансовой устойчивости систем капитального ремонта, предлагается сохранить действующую систему отбора кредитных организаций для открытия счетов регионального оператора капитального ремонта, на которых аккумулируются средства фонда капитального ремонта.
Также следует отметить, что Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 года N 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 года N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации" не устанавливают полномочий Правительства РФ по проведению конкурсов, отборов.
В связи с чем, Комитет не поддерживает наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по проведению отбора российских кредитных организаций, в которых региональные операторы вправе открывать счета.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1046569-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования отбора кредитных организаций на основании кредитного рейтинга для целей инвестирования и размещения денежных средств" с учетом необходимости устранения изложенных в настоящем заключении замечаний при его подготовке к рассмотрению Государственной Думой во втором чтении.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.