Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1152655-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - проект федерального закона) вносится по инициативе Губернатора Ставропольского края и разработан в целях установления оснований и процедур изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Основные принципы осуществления деятельности на особо охраняемых природных территориях, правовой режим этих территорий и их охрана регламентированы федеральными законами от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Земельным кодексом Российской Федерации.
Согласно преамбуле Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые .имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Система особо охраняемых природных территорий в Ставропольском крае выстраивалась на протяжении 60 лет. Особо охраняемые природные территории как любой живой организм постоянно претерпевают изменения, зависят как от состояния окружающей среды в целом, так и от природно-техногенных условий конкретного региона Российской Федерации. Во многих случаях необходим пересмотр границ особо охраняемых природных территорий для более эффективной охраны природных комплексов и объектов.
Вместе с тем законодательство Российской Федерации фактически не содержит норм, определяющих основания и процедуру изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Однако имеют место случаи, когда требуется изменение границ особо охраняемых природных территорий регионального значения по различным причинам, связанным как с наличием в их границах антропогенных объектов, не имеющих особого экологического, научного и иного особо ценного значения, оптимизацией природопользования в части расширения особо охраняемых природных территорий регионального значения либо их частичного включения в состав особо охраняемых природных территорий федерального значения, так и с уточнением границ особо охраняемых природных территорий в связи с необходимостью их частичного хозяйственного использования, в том числе для реализации объектов рекреационной инфраструктуры.
При этом исторически сложилось так, что особо охраняемые природные территории регионального значения создавались без изъятия земельных участков у правообладателей и часть этих территорий была вовлечена в хозяйственный оборот. В связи с этим в границах особо охраняемых природных территорий регионального значения расположены земельные участки, занятые объектами социального назначения, инженерно-транспортной инфраструктуры, в том числе объектами, предназначенными для обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, связи.
Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо урегулировать положения законодательства Российской Федерации, которые не содержат общих норм, определяющих основания и процедуру изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В настоящее время данные вопросы регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, что влечет за собой многообразие подходов к решению соответствующих проблем.
Проектом федерального закона предлагается установить особенности правового регулирования отношений, возникающих при изменении границ таких особо охраняемых природных территорий регионального значения, как государственные природные заказники регионального значения и памятники природы регионального значения.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать эффективному развитию системы особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.