Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 999906-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования отношений в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и аквакультуры (рыбоводства)", внесенному Сахалинской областной Думой
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом закона в отношении рыболовного участка, выделенного для осуществления промышленного рыболовства, допускается возможность его использования юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившим договор пользования рыболовным участком, в целях осуществления индустриальной и (или) пастбищной аквакультуры на основании договора пользования рыбоводным участком, сформированным в границах соответствующего рыболовного участка.
Проектируемые изменения статьи 18 Федерального закона N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) в части установления новой цели использования рыболовного участка не согласуются с предметом регулирования указанного Закона (статья 5), видами рыболовства, для осуществления которых могут использоваться водные биоресурсы и предоставляются рыболовные участки (статьи 16, 17).
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, необходимость многоцелевого и дифференцированного подхода к использованию водных объектов обусловлена тем, что при промысле анадромных видов рыб "предоставленные в пользование рыболовные участки используются только 2 - 3 месяца в году, площадь используемой акватории каждого участка составляет не более 30%". В связи с этим обращаем внимание, что в силу различного правового регулирования отношений, связанных с рыболовством и осуществлением аквакультуры, реализация предлагаемого в проекте подхода приведет к формированию рыбоводного участка, изменению границ и площади рыболовного участка, что может быть достигнуто в рамках действующего правового регулирования в части порядка определения границ соответствующих участков и разграничения целей их использования (часть 3 статьи 18 Закона о рыболовстве, часть 2 статьи 4 Федерального закона N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре), постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2018 N 681, от 11.11.2014 N 1183).
Следует также учесть, что при проведении конкурса на право заключения договора пользования рыболовным участком условия о границах и площади такого участка являются существенными (статья 33.3 Закона о рыболовстве, постановление Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 264). В соответствии с пунктом 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда заключение договора в соответствии с законом допускается только путем проведения торгов, его изменение возможно по основаниям, установленным законом, либо по иным основаниям, если изменение договора не повлияет на его условия, имевшие существенное значение для определения цены на торгах.
Проект устанавливает приоритет в предоставлении права на осуществление аквакультуры на внеконкурсной основе лицам, которые осуществляют промышленное рыболовство, что не согласуется с нормой части 1 статьи 10 Закона об аквакультуре, в силу которой договор пользования рыбоводным участком заключается по результатам торгов (конкурсов, аукционов), за исключением случаев, предусмотренных частью 3 этой статьи (заключение безвозмездного договора пользования рыбоводным участком некоммерческими рыбоводными хозяйствами, осуществляющими аквакультуру (рыбоводство), относящуюся к сохранению водных биологических ресурсов).
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.