Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 13 апреля 2021 г. N 3.5-03/560
по проекту федерального закона N 1075007-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 7 апреля 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях совершенствования системы налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц за счет повышения эффективности и автоматизации процессов их предоставления налогоплательщикам.
Закон упрощает порядок получения налогоплательщиками таких налоговых вычетов, как: имущественный - по расходам на приобретение жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам); инвестиционный - по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Предусматривается также автоматизация процессов налогового администрирования в данной части путем применения бесконтактного взаимодействия налогоплательщиков - физических лиц с налоговыми органами посредством использования интернет-сервиса "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" и автоматизированной проверки налоговым органом права налогоплательщика на получение налогового вычета за счет использования возможностей автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы.
Законом также вводится дополнительное основание проведения камеральной налоговой проверки - представление налогоплательщиком заявления о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке. Срок проведения такой проверки составит 30 дней. Предусматривается возможность его продления до трех месяцев по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при наличии признаков необоснованности получения налогового вычета.
По мнению комитета, внедрение предусмотренного Законом механизма позволит существенно сократить сроки предоставления указанных налоговых вычетов налогоплательщикам и оптимизировать процесс их взаимодействия с налоговыми органами. При этом упрощенный порядок получения налоговых вычетов будет применяться к правоотношениям по предоставлению налоговых вычетов, право на которые возникло у налогоплательщика с 1 января 2020 года.
Кроме того, Законом из состава правонарушения, установленного статьей 126.1 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за предоставление по требованию налогового органа документов, содержащих недостоверные сведения, в отдельный состав правонарушения выделяется предоставление налоговым агентом налоговому органу недостоверных сведений о факте открытия индивидуального инвестиционного счета налогоплательщика, о суммах денежных средств, внесенных налогоплательщиком на такой индивидуальный инвестиционный счет за соответствующий налоговый период в рамках процедуры получения налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета. При этом предусматривается освобождение налогового агента от ответственности в случае, когда он самостоятельно выявил ошибки и представил уточненные достоверные сведения. Аналогичный состав правонарушения устанавливается в отношении банка, в котором открыт инвестиционный счет налогоплательщика.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении были приняты поправки, предусматривающие обязанность иностранных организаций (за исключением иностранных организаций, состоящих на учете в налоговом органе только в связи с оказанием услуг в электронной форме), а также иностранных структур без образования юридического лица ежегодно не позднее 28 марта сообщать в налоговый орган сведения об участниках таких иностранных организаций (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих), включая раскрытие порядка косвенного участия физического лица или публичной компании, в случае, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица) превышает 5%. Невыполнение указанных требований повлечет наложение штрафа в размере 50 тыс. рублей. В настоящее время предусмотрена обязанность для иностранных организаций, а также иностранных структур без образования юридического лица, имеющих недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения, сообщать в налоговый орган сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица - сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).
Закон вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.