Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1153878-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем" разработан во исполнение пункта 111 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2021 год, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 3683-р, и Плана мероприятий по реализации Российской Федерацией рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, данных по результатам четвертого раунда взаимных оценок, утвержденного председателем Межведомственной комиссии по принятию Российской Федерацией мер по результатам четвертого раунда взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег.
Проектом федерального закона вводится понятие "доверительный собственник (управляющий) иностранной структуры без образования юридического лица", в соответствии с которым для целей Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" доверительным собственником (управляющим) иностранной структуры без образования юридического лица признается физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства, на основании договора или личного закона иностранной структуры без образования юридического лица наделено правом осуществлять деятельность по управлению денежными средствами или иным имуществом, направленную на извлечение дохода (прибыли), в интересах своих участников или иных выгодоприобретателей.
Также проектом федерального закона устанавливается понятие "протектор". В соответствии с проектируемыми нормами протектором может выступать физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с законодательством иностранного государства или на основании договора об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица или в соответствии с ее личным законом наделено правом контролировать действия доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица или участвовать в деятельности такой иностранной структуры. При этом необходимо отметить, что полномочия протектора чаще всего определяются договором об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица. К таким полномочиям могут относиться утверждение изменений в договор, отстранение доверительного собственника (управляющего) от деятельности, связанной с управлением денежными средствами или иным имуществом, и назначение нового доверительного собственника (управляющего), добавления и исключения выгодоприобретателей по договору об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, принятие решения о прекращении деятельности иностранной структуры без образования юридического лица и иные полномочия.
Принимая во внимание изложенное, определение исчерпывающего перечня полномочий протектора не представляется возможным.
Кроме того, проектом федерального закона уточняется перечень идентификационной информации в отношении иностранной структуры без образования юридического лица, которую должны устанавливать субъекты статей 5 и 7.1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", в том числе доверительные собственники (управляющие) иностранной структуры без образования юридического лица. Так, в зависимости от специфики договорных обязательств, регулирующих деятельность иностранной структуры без образования юридического лица в соответствии с зарубежным правом, предлагаемые изменения обеспечивают сбор идентификационных данных о таких сторонах данной структуры, как протектор (при наличии), выгодоприобретатели (в том числе в случае определения выгодоприобретателей как группы лиц, объединенных определенными признаками, что не позволяет идентифицировать конкретное лицо), а также иных лиц, осуществляющих конечный эффективный контроль иностранной структурой без образования юридического лица (в случае наличия иных сторон по договору об образовании иностранной структуры без образования юридического лица).
Проект федерального закона уточняет обязанность клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по раскрытию своего статуса доверительного собственника (управляющего) иностранной структуры без образования юридического лица, а также вводит обязанность для доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица при приеме на обслуживание идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, устанавливать иную информацию о клиенте, применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организовывать внутренний контроль, фиксировать, хранить информацию в отношении своих клиентов.
Кроме того, проектом федерального закона предусматривается, что вышеуказанные требования в части идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарных владельцев, установления иной информации о клиенте, применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, организации внутреннего контроля, фиксирования, хранения информации в отношении своих клиентов также распространяются на адвокатов, нотариусов и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они действуют в качестве (или создают условия для другого лица, чтобы оно действовало в качестве) доверительного управляющего в трасте или осуществляют эквивалентные функции для любой другой формы юридического образования.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Принятие проекта федерального закона не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребуют расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 г. N 569 "Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации ".
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2015 г. N 804 "Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц".
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 492 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Срок разработки проектов актов Правительства Российской Федерации - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона (отв. - Росфинмониторинг).
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части регулирования деятельности доверительных собственников (управляющих) иностранной структуры без образования юридического лица" также потребует внесения изменений в следующие приказы Федеральной службы по финансовому мониторингу:
1. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 апреля 2015 г. N 110 "Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Срок разработки проекта акта Росфинмониторинга - в течение 3 месяцев со дня внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. N 82 "Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг" (пункт 1 настоящего перечня) (отв. - Росфинмониторинг).
2. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22 ноября 2018 г. N 366 "Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма".
Срок разработки проекта акта Росфинмониторинга - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона (отв. - Росфинмониторинг).
3. Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 25 июля 2016 г. N 232 "О размещении на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решений Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма".
Срок разработки проекта акта Росфинмониторинга - в течение 4 месяцев со дня принятия федерального закона (отв. - Росфинмониторинг).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.