Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1153919-7 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" подготовлен в целях повышения безопасности полетов, безопасности пассажиров и экипажа воздушных судов гражданской авиации во всех случаях, связанных с их защитой от действий, совершаемых недисциплинированными пассажирами.
В соответствии с Приложением 17 к Конвенции о международной гражданской авиации, подписанной в Чикаго 7 декабря 1944 г., под "недисциплинированными пассажирами" понимаются пассажиры, которые не соблюдают правила поведения на борту гражданского воздушного судна или не выполняют указания членов летного экипажа, нарушая тем самым должный порядок и дисциплину на борту гражданского воздушного судна.
Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, подписана в г. Токио 14 сентября 1963 г. (далее - Токийская конвенция) и признает преступлениями акты, которые могут угрожать или угрожают безопасности гражданского воздушного судна либо находящихся на его борту лиц или имущества, либо акты, которые создают угрозу поддержанию должного порядка и дисциплины на борту. Токийская конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8109-XI от 4 декабря 1987 г. и вступила в силу для СССР 3 мая 1988 г.
Протокол, изменяющий Токийскую конвенцию, подписан в г. Монреале 4 апреля 2014 г. (далее - Протокол).
Согласно Токийской конвенции юрисдикцию в отношении преступлений, совершенных на борту гражданского воздушного судна, осуществляет государство, включившее его в свой реестр (государство регистрации). В соответствии с изменениями, внесенными Протоколом в Токийскую конвенцию, государство правомочно осуществлять юрисдикцию в отношении преступлений на борту гражданского воздушного судна, выполняющего посадку на его территории (осуществление юрисдикции в качестве государства посадки), и воздушного судна авиакомпании (эксплуатанта), осуществляющей деятельность в этом государстве (осуществление юрисдикции в качестве государства эксплуатанта).
Вводимые Протоколом основания для установления государствами своей юрисдикции не подразумевают обязанности безоговорочно уступать юрисдикцию в отношении своего гражданина другому государству. Токийской конвенцией предусмотрено, что при осуществлении юрисдикции в качестве государства посадки любое государство принимает во внимание, является ли рассматриваемое преступление преступлением в государстве эксплуатанта.
Протокол определяет особенности взаимодействия командира воздушного судна с компетентными органами договаривающихся государств.
Так, после совершения посадки на территории договаривающегося государства командир гражданского воздушного судна может передать компетентным органам этого государства лицо, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно совершило на борту воздушного судна акт, являющийся преступлением. Командир воздушного судна должен по возможности в кратчайшие сроки уведомить компетентные органы о своем намерении передать такое лицо и о причинах передачи, а также передать имеющиеся у него на законном основании доказательства и сведения о передаваемом лице.
Протокол содержит положения, предоставляющие юридическую основу для борьбы с недисциплинированными пассажирами, а именно:
устанавливает юрисдикцию государства эксплуатанта в отношении преступлений и актов, совершенных на борту, что позволит авиаперевозчикам (эксплуатантам) независимо от места регистрации используемого для перевозок гражданского воздушного судна, применять к пассажирам нормы национального законодательства;
устанавливает юрисдикцию государства планируемой посадки в отношении преступлений и актов, совершенных на борту, при условии, что преступление создает угрозу безопасности гражданского воздушного судна либо находящихся на борту лиц или имущества, либо поддержанию должного порядка и дисциплины на борту, и государство посадки удостоверилось, что преступление является таковым в государстве эксплуатанта;
уточняет виды запрещенного поведения на борту воздушного судна, к которым отнесены физическое нападение или угроза совершения такого нападения в отношении члена экипажа или отказ следовать законным указаниям, полученным от командира воздушного судна или от его лица.
Протокол является результатом коллективных усилий международного сообщества по расширению сферы применения Токийской конвенции, с тем чтобы позволить государствам, помимо государства регистрации воздушного судна, осуществлять юрисдикцию в отношении недисциплинированных пассажиров.
Присоединение к Протоколу расширит возможности Российской Федерации в части пресечения роста числа и снижения степени серьезности случаев недисциплинированного поведения на борту воздушных судов гражданской авиации. Протокол также будет способствовать действиям государств по оказанию помощи друг другу в целях пресечения недисциплинированного поведения и восстановления должного порядка и дисциплины на борту воздушных судов гражданской авиации.
Необходимость присоединения к Протоколу путем принятия федерального закона обусловлена требованиями подпункта "а" пункта 1 статьи 21 и подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие законопроекта не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов"
Реализация федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов"
Принятие федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения и дополнения других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов"
Принятие федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Протоколу, изменяющему Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов" не потребует признания утратившими силу, принятия, приостановления, изменения и дополнения нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.